Эта статья прислана на конкурс.
Cat Vaska (автор играет на конкурсе под псевдонимом)
Помню, как в 2001-ом году на компьютерной выставке-ярмарке я смотрел на новые компьютеры на базе Pentium 4 и думал: «Вот она — мощь! Вот это достижение!». Конечно же, мой домашний ПК на базе Celeron 450 в то время был тоже неплох и выполнял поставленные для него задачи, но частота свыше гигагерца и разрекламированный процессор казались мне чем-то сверх супер-пупер недостижимым…
Прошли годы. Много сменилось ПК на моем столе. И вот в коллекцию процессоров, которые я собираю, попал первый инженерный образец под Socket 423 (QY81ES) 805281.4G0K на частоту: 1.4Ghz и выпуска 2000-го года!
Разъем был анонсирован компанией Intel в начале миллениума, в ноябре 2000-го года и просуществовал меньше года! Уже в августе 2001-го года Socket 423 был заменен на легендарный Socket 478, на котором Pentium 4 и продолжил свое шествие аж до Socket 775, на котором он уступил следующим, многоядерным процессорам Core2Duo и т.д. Таким образом, Pentium 4 за все свое существование (2000 — 2007 годы) сменил 3 процессорных сокета и 5 ядер: Willamette, Northwood, Gallatin, Prescott, Cedar Mill. При этом частота 4-х «пеньков» росла как на дрожжах, начиная с 1.3Ghz и заканчивая 4.0 Ghz. Это воистину была великая гонка частот в истории процессоростроения! На этом эпопея архитектуры 7-го поколения NetBurst, на которой базировался Pentium 4, ушла в прошлое со всеми своими победами и поражениями...
И вот тут возникла идея: я загорелся собрать и протестировать «самый первый Pentium 4», заодно и проверить инженерник. Плюс, ко всему, в коллекции был и процессор на частоте 1.8Ghz под Socket 423.
Хотелось бы сравнить его с инженерным образцом. Через некоторое время у меня появилась и материнская плата на Socket 423.
Отдельной хохмой был поиск системы охлаждения под этот процессор. Когда я, забредя на радиорынок, задавал вопрос: «Нет ли у Вас кулера под Socket 423 ?» на меня смотрели более чем странно. Некоторые «продавцы» вообще думали что я их троллю, и не верили, что такой разъем вообще существует (!). Вот такой вот он, Socket 423 — преданный забвению, и лишь горстка энтузиастов помнит о его существовании.
Немного сложнее было достать под эту систему оперативную память (4 х 256 = 1Gb RAMBUS). Про эту память не буду долго писать, ибо это заслуживает отдельной статьи. Память RAMBUS (RIMM) очень непродолжительное время была на рынке, стоила больших денег и вскоре уступила на рынке более дешёвой DDR памяти.
Подобрать остальное железо под стать «духу времени начала 2000-ых» не составило особого труда. Эту роль выполнили: видеокарта Nvidia GeForce4 MX 440 — 64Mb — 128Bit — AGP (производства ушедшей в небытие фирмы SOLTEK). В начале 2000-х, это была почти одна из мощнейших видеокарт, плюс с поддержкой DDR памяти на борту. Благо драйвера еще найти под нее можно (В текущей конфигурации — версия 84.21)
И все это безобразие довершила звуковая карта Santa Cruz от Voyetra Turtle Beach под PCI шину (ну вот не захотел я ставить в эту конфигурацию Creative Live и все тут! Раз уж пошел эксклюзив, то гулять - по полной :). Драйвера версии 4161.
Для начала 2000-х это была почти ТОП-овая сборка, что была доступна немногим счастливчикам. Покопавшись в отсканированных прайсах 2002 года, выложенных на сайте Полигона Призраков, я даже отыскал цены (в долларах США) за весь комплект. Честно признаться, и сейчас собрать такого «зверя» проблематично из-за редкости всех комплектующих. Тестовый стенд (и ценовой диапазон 2002-го года) начал выглядеть так:
CPU: Intel Pentium 4 — 1.4Ghz (140USD) 1.8Ghz (219USD)
MOTHERBOARD: Intel D850GB (117USD)
RAM: 4 x 256 = 1Gb SAMSUNG RDRAM (88 x 4 = 352USD)
HDD: SAMSUNG 40 Gb, IDE, ATA133 (77USD).
VIDEO: SOLTEK Nvidia GeForce4 MX 440, 64Mb, 128Bit, AGP 4x (110USD)
SOUND: Santa Cruz, Voyetra Turtle Beach, PCI (85USD)
SOFT: Windows XP, 3Dmark 2001 SE, Unreal Tournament.
За весь «праздник жизни» в те годы пришлось бы выложить 881USD за систему на базе 1.4Ghz процессора и 960USD на базе 1.8Ghz. И это не потолок, ведь максимальная частота на Socket 423 была 2.0Ghz (Увы, таким процессором я еще не разжился). Кстати, цены вышли без учета корпуса, DVD-привода, блока питания, цены за сборку ПК, и прочих сопутствующих готовому ПК «плюшек».
Итак, машина стартанула...
...пискнул бодро динамик, и водрузив на жесткий диск ХР-юшу, я начал тест 3Dmark 2001 SE.
При 1.4Ghz процессоре:
При 1.8Ghz процессоре:
Как видно, разрыв в производительности есть и составляет 516 3D Marks. Хотя, установив тот же Unreal Tournament, особого прироста в игре я не почувствовал. Скорее всего, дело в «мощной» на то время видеокарте, что вытянула эту игру даже при «слабом» процессоре. Да что и говорить, собранная система даже с инженерным образцом «кушала» все игры, выпущенные в начале 2000-х.
Сколько не читал информации про инженерные образцы, столько слышал противоречивых мнений и отзывов о их «странной» работе. Вот и этот процессор как-то странно определился у меня в системе. В одном случае показал частоту 1.4Ghz, но тут же в устройствах он заработал аж на 1.6Ghz (!):
Его старший брат везде определился на 1.8Ghz частоте:
Итак, подытожу. Очень, очень сложно в наше время собрать систему для проверки и теста вот таких вот редких процессоров, а тем более - для инженерных образцов. Короткий век Socket 423 отразился и на комплектующих под него — процессорах, системах охлаждения, материнских платах, оперативной памяти… - все это сейчас найти проблематично. Многие тут спросят меня: «А зачем столько мороки? Вот взял бы и собрал бы что-то на попсовом Socket 478, и горя бы не знал». На что я отвечу: «Нууу, это же не спортивно» :)
Cat Vaska
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.
© Текст, фотографии — Cat Vaska (автор играет на конкурсе под псевдонимом)
© Железные призраки прошлого — 2017 г.
Опубликовано 30.04.2017 г.
Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru
|