mr_r0ckers (автор играет на конкурсе под псевдонимом)
Карманный олдскул
В ходе изучения жизненного цикла вещей из прошлого не перестаёшь удивляться: кажется, многие товары производились в неизменном виде целую вечность. Компьютеры — не исключение. Commodore 64 без значительной модернизации продержался на рынке 12 лет: с 1982 по 1994 год. Atari 2600 — ещё дольше (1977—1992). Среди других похожих примеров можно вспомнить Apple II, ZX Spectrum и NES.
В современном мире жизнь устройства от анонса до прекращения продаж куда короче. Стараниями общества потребления девайс уже через пять лет после выхода теряет привлекательность для массового потребителя и оказывается на свалке истории. И тут происходит странная вещь, не то порождённая сложившейся системой, не то противоречащая ей: вскоре после публично объявленной смерти гаджет становится «раритетом», продолжая существовать в виде оригинальных устройств у коллекционеров и в форме дешёвых китайских клонов для менее искушённых людей.
Короче говоря, после завершения официальной поддержки устройство обретает самостоятельную жизнь за счёт энтузиастов и сторонних производителей. Примеров масса: от упомянутого «Спекки» до Atari Lynx. Интересно, а кто-нибудь из читателей видел Lynx тогда, в 90-ых? Вынужден усомниться: консоль даже на родине не стала популярной, не выдержав конкуренции с японскими Sega Game Gear и Game Boy. И это притом что хэндхэлд девайс Atari опередил время, «отбросив Game Boy в доисторическую эпоху», как в 1990 году писал журнал Dragon.
Тем не менее, время вынесло свой вердикт: о монстрах Lynx или Sega Genesis Nomad уже в начале двухтысячных вспоминали разве что на страницах профильных изданий вроде небезызвестного "RetroGamer". Game Boy же как платформа прожил 19 лет: с 1989 по 2008 год. И даже потом фантом системы продолжил существовать ещё пять лет в виде обратной совместимости с GBA у Nintendo DS и DS Lite. Какая другая портативная консоль похвастается таким продолжительным сроком присутствия на рынке? Но, как замечено в предисловии, потребительские тренды меняются весьма часто, и новое поколение геймеров едва слышало про Game Boy.
В коллекционировании устаревшей компьютерной техники я руководствуюсь принципом «старое интереснее нового». Чем раньше спроектировано устройство, тем больше удивительных открытий при работе с ним ждёт современного пользователя, коим автор и является. Загрузка программы на каком-нибудь «БК 0010» с обычного бытового магнитофона в век iPad подобна «смелому походу туда, куда не ступала нога человека». Подсоединить магнитофон, протереть головку спиртом, отмотать плёнку на нужное место, набрать команду загрузки… После которой идут тягостные минуты ожидания в надежде на то, что информация загрузится корректно. Когда ты привык запускать любое приложение одним касанием по тачскрину, подобные операции кажутся удивительным путешествием в мир неизведанного. Это — целая параллельная вселенная, и привычные законы в ней просто не работают.
Но вернёмся на Землю. В погоне за старыми платформами я не заметил, как мой первый полноценный карманный девайс перебрался с витрин магазинов, торгующих модной электроникой, на полки коллекционеров, ретро-геймеров и прочих любителей «старой школы». Появление в руках гаджета десятилетней давности удивляет людей не меньше чем, скажем, демонстрация советской «Электроники» МК90 — утверждение не раз проверено на практике автором текста. Неужели устройство 2007 года настолько старо? Я вдруг вспомнил многочасовые игровые сессии ночью под одеялом, трепет перед покупкой очередного картриджа, внимательное изучение соответствующей рубрики в каждом номере культового журнала «Страна игр»… И с горечью отметил, как много изменилось с того времени. Консоль успела стать устаревшей, интерес к цифровым развлечениям у меня снизился, да и некогда главного в России геймерского издания с 2013 года тоже уже нет — RIP, «СИ».
Всё это вызвало сильнейшее чувство ностальгии. Оно привело на местный интернет-аукцион, в поисковой строке которого я ввёл "Game Boy Advance SP". Именно эта консоль Nintendo когда-то стала моим первым настоящим карманным спутником — и мне захотелось снова подержать её в руках. А заодно и окунуться в мир моделей-предшественников.
Как появился Game Boy Advance SP
История хэндхэлд девайсов Nintendo началась далеко не с Game Boy, а с примитивной по сегодняшним меркам серии Game & Watch, известной на пост-советском пространстве в виде пиратских клонов под маркой «Электроника». Один лишь факт существования нелегальных копий уже говорит о масштабе мировой популярности оригинального продукта — она была огромной.
Advance SP рядом со своим незаконнорожденным давним предком
Рисунок: 001.jpg
Продолжающийся на протяжении 80-ых успех карманного «тайм киллера» совпал с другим хитом Nintendo того же периода — которым, разумеется, являлась NES. А к концу десятилетия технологии уже позволили выпустить на рынок устройство, которое было бы одновременно производительным, компактным и финансово доступным — хоть и с кучей оговорок перед каждым из этих прилагательных. Поэтому сейчас кажется логичным, что в 1989 году компания представила продукт, объединяющий особенности двух удачных линеек: Game Boy сочетал в себе мобильность Game & Watch с медийными возможностями Famicom.
Оригинальный Game Boy, также известный как DMG-01
Рисунок: 002.jpg
Хотя получившейся портативной консоли было далеко до характеристик NES. Ведь у дисплея отсутствовал цвет, что позволило конкурентам откровенно над этим насмехаться. Заметнее всего преуспела Sega в рекламных роликах Game Gear. Впрочем, ещё раз: иногда события принимают ироничный оборот. Nintendo недавно выпустила новую платформу Switch, а кто последний раз слышал о Sega?
Видео:
Ого...! Цвет! — Эй, можно проще добиться цвета! Приобретите Sega Game Gear…
Так или иначе, поддержка цветного дисплея назревала давно, но компания не торопилась: продажи чёрно-белого варианта и так шли отлично. В Nintendo всеми способами отодвигали апгрейд, то с помощью редизайна корпуса, то выпуском Game Boy Pocket — модификации с меньшими габаритами и некоторыми другими улучшениями. Продолжаться бесконечно это не могло, и в 1998 году публике наконец-то был представлен приемник с цветным экраном, который так и назывался: COLOR (GBC). При этом получившуюся модель сложно назвать технологическим скачком вперёд: это скорее эксплуатация той же восьмибитной архитектуры, хоть и со значительными усовершенствованиями.
На базе априори устаревшей технологии невозможно создать революцию в индустрии, зато такой подход позволяет экономить ресурсы. Разработчики буквально выжимали максимум из архитектуры — и в этом стиль Nintendo. Компания сильна умением интегрировать удачные ходы в новых продуктах. Судите сами: D-Pad («крестовина»), да и весь дизайн контроллера Famicom напрямую взят с Game & Watch. Оттуда клавиши перекочевали на Game Boy и последующие перевоплощения. Раскладная Nintendo DS с двумя экранами? Не инновация, это уже было в рамках той же Game & Watch. Поэтому в каждом поколении есть что-то из 80-ых. И это круто!
В дизайне Game & Watch Donkey Kong II (1983) и Nintendo DS Lite (2006) действительно можно увидеть общие черты
Рисунок: 003.jpg
Впрочем, бесконечно отодвигать сроки модернизации нельзя. Поэтому Color прожил сравнительно недолго — пять лет. Настоящая революция в рамках Game Boy свершилась с появлением Advance (GBA) в 2001 году. Дизайн был радикально изменён. Архитектура — полностью переработана: восьмибитный CISC процессор сменился тридцатидвухбитным RISC AVR. В качестве реакции на усложняющийся геймплей добавлены вспомогательные кнопки управления.
Даже шрифт надписи "Advance" подчёркивает «передовой» дизайн
Рисунок: 004.jpg
GBA в сравнении с предшественниками действительно казался прогрессивным. И пожалуй, на момент выхода не имел конкурентов. Он был производительным. Он был стильным. Он был эргономичным с позиции игрового контроллера. Он был... всё ещё малопригодным с точки зрения портативной системы. Можно ли в наши дни представить гаджет с цветным экраном, но без подсветки оного? Вряд ли, её имеют даже наручные часы. Так вот, в Advance она отсутствовала, породив несколько разновидностей громоздких решений сторонних производителей, а впоследствии — модификацию для самостоятельной сборки. Провал.
Спустя два года GBA SP учёл требования геймеров: появилась долгожданная подсветка, произошёл переход от элементов питания типа AAA к встроенному перезаряжаемому Li-Ion аккумулятору. Сменился форм-фактор, обеспечивший компактность, вместе с тем вернувший очертания классических моделей, что является ещё одним примером удачного использования узнаваемого дизайна.
В раскрытом состоянии SP чем-то напоминает чёрно-белый оригинал
Рисунок: 005.jpg
Game Boy Advance SP суждено было стать лучшим среди линейки. Только вот... родился такой модный «мальчик» слишком поздно. Конкуренты в лице Sony уже успели анонсировать куда более прогрессивную PlayStation Portable (PSP). Поэтому в 2004 году Nintendo пришлось параллельно с производством GBA SP открыть продажи новой портативной консоли — DS. Бренд Game Boy, флагман компании на протяжении 15 лет, начал угасать — но происходило это медленно. Game Boy Advance SP оказался слишком хорош, чтобы исчезнуть сразу после появления Nintendo DS, поэтому с 2003 по 2008 год был продан в количестве 43 миллионов копий.
Правда, уже после выпуска DS к Game Boy возвращались ещё один раз: в 2005 году архитектура Advance получила очередной редизайн в виде модели Micro (GBM). Она стала последней консолью, в названии которой содержалось два слова, ассоциирующиеся с портативным геймингом у целого поколения. Концовка оказалась смазанной, поэтому вспоминают о ней редко.
Возвращение в 2007
Заключительные партии GBA SP сошли с конвейеров около 10 лет назад, поэтому появление в продаже секонд-хенд экземпляров — не редкость. Я быстро нашёл подходящее предложение для удовлетворения ностальгического голода, а выбирать было из чего. В итоге остановился на варианте с корпусом «silver» — как раз такой был у меня когда-то.
На встрече с продавцом чуть не выступили слёзы умиления: знакомые царапины на крышке (как говорят, «болезнь» исключительно этого цвета) и те же тактильные ощущения. А воспроизводимый при включении звук вызвал целую бурю приятных воспоминаний, вернувших меня в 2007 год.
Такой набор в 2007 году был всё ещё весьма серьёзным портативным комплектом, несмотря на появление Sony PSP и Nintendo DS
Рисунок: 006.jpg
Но что-то в экране было другим: он казался значительно ярче! Действительно, GBA SP существовал в двух ревизиях: оригинальной AGS-001 и более новой AGS-101. Отличие одно, но — фундаментальное. В AGS-001 использована конструкция ЖК-дисплея, называемая frontlight (frontlit), AGS-101 — backlight (backlit). Термины отражают способ, с помощью которого производится освещение изображения. В AGS-001 за матрицей располагается отражающая поверхность, а светодиодная рамка установлена перед экраном. Изображение получается тусклым, зато при хорошем естественном освещении подсветка не нужна — так сохраняется энергия аккумулятора. В AGS-101 вместо отражающей поверхности за матрицей находится рассеиватель, по бокам которого размещены светодиоды. Этот вариант из-за большей яркости менее прихотлив к внешним условиям. Но и увидеть что-либо на экране без подсветки невозможно.
Таким образом, каждая модификация обладает достоинствами и недостатками: в полной темноте AGS-001 комфортнее для глаз, в прочих условиях преимущества за AGS-101. В остальном технические характеристики идентичны:
- разрешение экрана: 240 x 160 пикселей;
- 511 цветов одновременно для спрайтов;
- 32768 цветов одновременно для фона;
- центральный процессор: 32-битный ARM7TDMI, 16.8 MHz;
-сопроцессор: 8-битный Sharp LR35902, 8 MHz — для эмуляции GB, GBC. В режиме GBA используется как генератор тона. Звуковые возможности: 2 пульсовых генератора, 1 шумовой генератор и 14-bit PCM канал;
- 256 Кб Work RAM;
- 32 Кб + 96 Кб Video RAM.
Их нельзя назвать впечатляющими, однако стоит помнить, что с позиций «железа» SP повторяет предшественника — Game Boy Advance, а он на несколько лет старше.
Характерно, что консоль полностью оправдывает прилагательное «карманная»: в сложенном состоянии габариты корпуса всего 8.4 x 8.2 x 2.4 см — намного меньше, чем у предшественников и последователей. За счёт форм-фактора GBA SP вполне входит в джинсы или, скажем, пиджак, но при этом удобно ощущается в руках.
А где 3.5 мм гнездо для наушников?
Рисунок: 007.jpg
В открытом виде игроку предстают кнопки управления: D-pad, Start, Select, B, A — классика Nintendo-контроллеров. Чуть выше находится переключатель подсветки. Сзади — появившиеся на Advance триггеры L и R под указательные пальцы, рядом — порты расширения.
Читатель спросит: «где 3.5-мм гнездо аудио-выхода?» А оно отсутствует. Вместо этого предлагается пользоваться специальным переходником или фирменными наушниками (к слову, на Game Boy Advance такой проблемы нет: там стандартный «джек»). И это не единственное неудобство такого решения: в то же гнездо подключается блок питания для зарядки аккумулятора. Поэтому выводить сигнал при подключенном в электросеть устройстве не получится. С аудио у консоли вообще не сложилось: часто слышны щелчки и наводки в виде цифрового шума. Вообще, звуковая система — единственный минус консоли, но очень существенный. В остальном даже у самого требовательного геймера не возникнет претензий.
Немаловажным параметром для мобильного устройства является срок автономной работы. Не решусь назвать точное количество времени, за которое мой GBA SP выпуска 2007 года полностью разряжается, но дискомфорта от необходимости постоянно пополнять энергию нет. На ранних экземплярах проблема питания стоит остро, поскольку Li-Ion элементы имеют ограниченный срок службы. Хорошая новость заключается в том, что благодаря сторонним производителям аккумулятор можно заменить новой репликой.
Олдскульная консоль для олдскульных игроков?
Nintendo на радость поклонникам ретро реализовала в GBA SP обратную совместимость с предшествующими моделями. Это означает, что любой картридж Game Boy или Game Boy Color заработает и на Advance. Пользователи получили шанс пройти старые хиты на эргономичной модели, а компания на момент релиза новой консоли уже имела готовую базу игр.
Поддержка старых, зарекомендовавших себя картриджей — весомая, но не единственная причина считать, что консоль изначально являлась очень привлекательной для любителей «старой школы». Лежащие в основе Advance технические решения способствовали хорошим спрайтам и были непригодны для 3D — хотя разработчики старались выжать из «железа» максимум, и трёхмерные игры всё-таки были. Многие такие проекты были отменены, оставшись «технологическими демонстрациями» (англ. tech demo). Впрочем, и к лучшему: низкий показатель FPS, квадраты шириной в половину экрана на текстурах и модели из трёх с половиной полигонов не вызывают ничего, кроме раздражения.
По меркам GBA качество 3D в James Bond 007: Nightfire «выше среднего». Менее удачные варианты даже не хочется показывать
Для таких экспериментов архитектура не была предназначена, зато имелись идеальные условия для создания портов восьми- и шестнадцатибитных хитов, их ремейков или продолжений и просто игр, в основе которых — пиксель-арт, спрайты, незамысловатый «платформенный» геймплей. Именно низкая производительность GBA вкупе с небольшим разрешением экрана вынудила разработчиков вернуться к классическим подходам. Ну и давайте посмотрим, что из этого вышло.
Во что поиграть?
Действительно, сложно говорить о консоли и не затронуть собственно игры. Остаётся понять, какие выбрать из тысячи только официальных. В сети предостаточно списков вроде «10/25/100 лучших игр для GBA», однако нижеследующий на подобные заявления не претендует. Вместо этого здесь собраны субъективно интересные примеры, раскрывающие платформу с необычных сторон.
GTA: Advance
Название говорит само за себя. Да, разработчикам удалось «запихнуть» огромный Liberty City в крохотный Game Boy Advance. Погони, перестрелки, шантаж — портативная версия полностью воспроизводит характерные приёмы Grand Theft Auto. Как обычно, главный герой — одиночка в мегаполисе, продвигающийся по криминальной карьере. Конечно, игровой процесс несколько пострадал: боты не отличаются интеллектом, а физика столкновения автомобилей реализована как будто действие происходит на Луне. Но фанаты ранних GTA останутся довольны.
Rock’n’Roll Racing
Отлично выполненный порт со SNES, который приятно смотрится на экране Advance, что особенно важно для быстрых и динамичных аркадных гонок. Киллер-фича переиздания — удобный мультиплеер (на Genesis или SNES имелась раздражающая необходимость разделения экрана телевизора на две части). Музыка тоже переработана: на настольных консолях соло-партии звучали редко — они не успевали начаться до конца заезда. Теперь их слышно во время прохождения трассы. Из минусов следует отметить скудную цветовую палитру, но это не мешает карманной версии содержать столько же драйва, рок-н-ролла и удовольствия, сколько это было на SNES и Sega Mega Drive II. Let the carnage begin!
Mech Platoon
Японское происхождение даёт о себе знать: большинство тактических игр на Game Boy —воплощение грёз жителя мегаполиса о непроходимой гуще леса. Поэтому сюжеты кишат эльфами, магией и прочими атрибутами фэнтезийных миров (вспомните хотя бы The Legend of Zelda). А как же стратегии с исключительно «западной» атмосферой: с выжженными до пепла планетами без растительности и воды, военными роботами, агрессивной добычей всех ресурсов до последней капли? («Откуда на Плюке моря? Из них давным-давно луц сделали!») Существуют ли игры с сеттингом техногенных цивилизаций à la Dune II? Спешу обрадовать: да. Mech Platoon — классическая RTS с футуристичными танками, выстраиванием баз, собиранием природных ископаемых на истощённой планете и, конечно же, войной. Бессмысленной и беспощадной.
Metroid Fusion и Metroid: Zero Mission
Если начать перечислять наиболее удачные франшизы Nintendo, то на первом месте, безусловно, окажется Mario. Второе достанется The Legend of Zelda. На третье смело можно поставить научно-фантастический бестселлер Metroid.
Но так было не всегда: франшиза насчитывала всего три части на момент анонса Game Boy Advance. Именно новая портативная консоль поспособствовала активному развитию серии после продолжительной паузы. В 2002 вышел Metroid Fusion, а через два года к нему добавился Zero Mission — ремейк оригинальной игры с NES.
Среди прочих платформеров «Метроиды» в первую очередь выделяются невероятно качественным гейм-дизайном. Выполненная в технике пиксель-арта графика отполирована до мелочей и представляет собой отдельное произведение искусства. Сказанное относится к саундтреку. Звуковое оформление максимально подробно и помимо различных шумов включает в себя несколько оцифрованных фраз. Обе игры содержат красочные сюжетные ролики. О гемплее сознательно умолчу: нужно не читать, а ознакомиться с ним самостоятельно. Metroid Fusion и Metroid: Zero Mission — то, ради чего вообще стоит иметь GBA SP.
Elite: The New Kind
Всем известная классика. Отличительная особенность — она никогда не выходила на Game Boy Advance официально и представляет собой homebrew, т.е. любительскую разработку. Поэтому запустить Elite на реальной консоли получится только с помощью флеш-картриджа (о них чуть позже).
Однако неофициальный статус никак не влияет на качество: это полноценный порт знаменитой космической «песочницы». Кое-чем пожертвовать пришлось из-за небольшого разрешения экрана и немногочисленности кнопок управления: если в оригинале для персональных компьютеров для каждого действия зарезервирована горячая клавиша, то на GBA приходится вызывать специальное меню (этим также грешат порты под NES и современные смартфоны). Но в остальном вас ожидают привычные полёты на Cobra MK III по бесконечным галактикам, битвы с пиратами, спекуляция между планетами. В общем — всё то, за что мы любим Elite.
Lunar Lander
Можно вспомнить и другой известный космический симулятор — «Посадку на Луну». Он ведёт свою историю с 1969 года — эры огромных, размером со шкаф, мэйнфреймов. Тогда Lunar Lander существовал в текстовом виде, а игровой процесс был пошаговым. Смысл его прост, и, вероятно, хорошо известен читателю благодаря статьям в «Технике — молодёжи» и версиям для советских калькуляторов. С помощью контроля двигателя посадочного модуля необходимо обеспечить экипажу мягкое прилунение, одновременно минимизировав расход топлива. Мешают достижению цели различные силы и моменты, а также сложный ландшафт спутника.
С тех пор игра побывала на многих платформах, заимев и гейплей в реальном времени, и графическое представление. В 1979 году Atari выпустила в виде аркадного автомата «каноничную» версию с векторной графикой (sic!), карманное переиздание которой находится на сборнике "3 In 1 – Millipede, Super Breakout, Lunar Lander".
Duke Nukem Advance
Для 1996 года Duke Nukem 3D не был откровением в техническом отношении и вскоре после релиза остался в тени полигонального Quake, оказавшись навсегда вторым в списке. В 2002 году справедливость восторжествовала на GBA: эксклюзивная часть Duke Nukem по праву считается лучшим FPS на платформе. Для этого имеются все ингредиенты: отзывчивое управление, проработанные уровни, чёткие текстуры. И, разумеется, неповторимый стиль: оцифрованная речь с афоризмами главного героя и шутки на грани фола (вспомним про сленговое значение английского глагола to blow). В Duke Nukem Advance знакомые декорации и спрайты использованы для создания совершенно новых стадий — проверенная схема «новое содержимое в старой обёртке» сработала на 100%.
City Connection
Снова homebrew — порт аркады от Jaleco, изначально выпущенной в виде автомата, и затем перенесённой на MSX и NES. В России известна благодаря присутствию на каждом пиратском картридже "Over 9000 in 1" для Famicom/Dendy.
Разработанная для GBA версия максимально повторяет аркадную: перенесён и быстрый геймплей и хорошая многоцветная графика. Но вот музыкальное оформление сократилось: из 11 треков остался только один. Недостаток фатальный, поскольку саундрек в City Connection для своего времени отличался высоким качеством. Ещё бы, ведь главную тему композиторы из Jaleco «подслушали» у Чайковского, а при написании остальных вдохновлялись творчеством Deep Purple и The Surfaris!
Серия Tony Hawk’s
Игры про скейтбординг традиционно обладают ограниченной целевой аудиторией, поскольку предполагают у покупателя хоть какой-либо интерес к этой культуре. Впрочем, 00-е были благоприятным временем для выпуска подобных симуляторов: спорт находился на пике популярности. Поэтому для GBA было создано целых семь частей Tony Hawk’s: Underground 1,2; Pro Skater 2—4; American Sk8land, а также стоящая особняком Downhill Jam — сказанное к ней не относится.
Серия построена на псевдотрёхмерном изометрическом движке. Со своей задачей он справляется отлично, хоть и наделён очевидными ограничениями. Несмотря на них в обширные локации включено всё, что требуется для аркадного скейтбординга: рампы, перила, ступени, пожарные краны... Удивительно, но ощущения привычного трёхмерного геймплея воспроизведены крайне аккуратно.
Обобщая: репертуар весьма широк. Если углубиться в поиски, то среди однотипных платформеров можно найти RPG, FPS, классические аркады, стратегии, point-and-click адвенчуры... Существовали даже визуальные новеллы — специфичный жанр, популярный в Японии, но малоизвестный за пределами. По этой причине игры данной категории выходили исключительно в рамках локальной индустрии и не переводились даже на английский. Исключение составляет Love Hina Advance: для этой новеллы фанаты собственными силами разработали англоязычный патч.
Несколько скриншотов игр, выходивших на GBA — как официально, так и нет. Если вы можете угадать все названия, то заслуживаете звания геймера со стажем
Практические аспекты запуска игр
Конечно же, картриджи — это прекрасно. Но использовать их непрактично, а главное — финансово дорого. Поэтому ещё во времена GBC появились неофициальные флеш-картриджи, позволяющие запускать ROM-файлы на реальной консоли. Другими словами — пиратить :) Помимо этого они предоставляют уникальную возможность пользоваться homebrew программным обеспечением на реальном «железе». Работает это просто: флеш-картриджи имеют перезаписываемую память (встроенную или на основе внешних SD-карт), на которую с компьютера копируются дампы. После этого достаточно вставить аксессуар в слот консоли и с помощью меню выбрать нужный ROM-файл — он запустится, как если бы располагался на настоящем картридже.
При жизни консоли такие устройства от третьих производителей являлись популярным продуктом. Количество брендов и моделей поражало, и флеш-картриджи стали самостоятельным предметом коллекционирования наряду с лицензионными продуктами Nintendo. В настоящий момент ассортимент заметно сократился. В 2017 году геймеру доступно всего три наименования: EverDrive-GBA X5, SuperCard, EZ Flash IV, оптимальный выбор — последняя модель. Во-первых, она до сих пор иногда обновляется: очередная ревизия появилась в 2015 году! В ней добавлена поддержка MicroSDHC носителей до 32 Гб (предшественники работают исключительно с форматом SD). Во-вторых, EZ Flash IV в отличие от другого распространенного конкурента — SuperCard — демонстрирует отличную производительность и совместимость с большинством игр, как официальных, так и homebrew. И, наконец, стоит в два с половиной раза дешевле EverDrive-GBA X5: $40 против $99. Другими словами, EZ Flash IV сейчас обладает идеальным соотношением «цена — качество — доступность на рынке».
Другие модели (M3 Perfect, G6 Lite, eLink и т.п.) давно сняты с производства и представляют собой коллекционную ценность, поэтому недоступны для приобретения. Некоторые из них также морально устарели: имеют встроенную flash-память ограниченного объёма вроде 128 Мб и используют LPT для связи с компьютером. При этом цена вряд ли окажется выгоднее EZ Flash IV, если будет не выше: раритет ведь.
Однако автору текста в какой-то мере повезло: удалось приобрести M3 Lite в полной комплектации. Лет 10 назад это был основной конкурент EZ Flash. С технической точки зрения M3 Lite и сейчас ничем не уступит последней ревизии EZ Flash, не считая отсутствия поддержки SDHC-карт памяти, но найти его крайне сложно.
M3 Lite в сравнении с обычным картриджем. Сзади — отсек для MicroSD
Окончательный выбор был обусловлен заявленной функции сохранения в любой момент времени (англ. Real Time Save, RTS), даже если оригинальный ROM вообще не поддерживает «сейвы». К сожалению, лично у меня опция исправно срабатывает нечасто. Поэтому звания идеального аксессуара M3 Lite не заслуживает, но очень хорошего — вполне: проблем с совместимостью в обычном режиме замечено не было.
Приобретение флеш-картриджа для меня стало воплощением детской мечты, свершившееся десятилетие спустя и позволившее открыть консоль в ранее неизвестных амплуа.
GBA SP в качестве… эмулятора?
Да. А почему бы и нет? Программисты пожали плечами — и написали с десяток эмуляторов для GBA (в списке отсутствует ещё один: PocketBeeb). Характеристики «малыша» Advance являются скромными, но и их достаточно для запуска игр с настольных консолей прошлого. Основная проблема, как ни странно, заключается не в производительности GBA, а в крохотном и нестандартном разрешении экрана 240 x 160 пикселей — меньше, чем у домашних восьмибитных платформ. У NES, например, было 256 x 240, у Sega Master System — 256 x 192. Это означает, что играть придётся либо со сжатием изображения (неправильные пропорции, плохо различимые шрифты и испорченный пиксель-арт прилагаются), либо с «обрезанной» картинкой. Приемлемыми эти варианты не назовёшь, поэтому эмуляция других систем на GBA — скорее интересная техническая возможность, «хак», нежели полноценная функция. Но не отметить её я не мог.
Классический Pitfall! 1982 года, версия для ColecoVision. Изображение несколько «сплющено»: не критично, но впечатление портится
Сравнение Exolon в эмуляторе ZX Spectrum (без бордера, 256 x 192) и GBA (240 x 160)
Иначе обстоит дело с Game Boy и Game Boy Color: их смешное по современным стандартам разрешение 160 x 144 прекрасно смотрится на экране Advance.
Графика с предыдущих поколений Game Boy смотрятся отлично. На фото — Tetris DX
Или — демоплатформы!
Появились на интересной архитектуре и демо — программы, демонстрирующие способности кодеров, художников и музыкантов в создании эффектных мультимедиа в рамках ограниченных ресурсов. В случае ретро-систем лимиты обусловлены конструктивно, на современных вводят искусственные — например, на размер исполняемого файла (96 Кб, 4 Кб, 256 байт и так далее).
Иметь с десяток демо на флеш-картридже полезно для случаев, когда играть уже совсем надоело, а занять себя больше нечем :) Стоит сказать, что не все корректно работают на реальной консоли. Связано это с тем, что подходы к созданию таких программ зачастую предполагают активное обращение к нестандартным алгоритмам, незадокументированным инструкциям и прочему хакерству. За счёт этого удаётся раздвинуть рамки «железа» — но совместимость страдает.
Rob is Jarig — демо, ставшая своеобразным флешмобом или мемом в сценических кругах, удосужилась ремейка на Advance
Существует и другая связь между сценой и Game Boy Advance. Считается, что корни демо лежат в cracktro (англ.crack introduction, т.е. «предисловие к взлому») — небольших посланиях, которым снабжался загрузчик избавленного от защиты софта. Изначально эти сообщения представляли собой статичный текст, но со временем преобразились в полноценные заставки, снабжённые музыкой, анимацией и визуальными эффектами. При этом от программиста требовалась серьёзная оптимизация размера кода: свободное место в оригинальном загрузчике было дефицитом, поэтому экономился буквально каждый байт. В какой-то момент красочность и алгоритмическая изящность cracktro стала носить состязательный характер, который и сформировал демосцену. Ну а крэкеры продолжили совершенствовать интро и осваивать новые платформы.
Традиция продолжилась и на GBA. Существовало несколько групп, встраивающих cracktro в релизы ROM-файлов. Поэтому до сих пор при запуске какой-нибудь warez-игры на GBA можно наблюдать следующую картину:
Пародия на слоган против наркотиков, который на протяжении 90-ых показывался на всех американских аркадных автоматах. «Победители не употребляют наркотики» превратилось в «победители используют интро»
По итогу
Game Boy Advance SP AGS-101 в сочетании с флеш-картриджем даже по современным меркам является добротной консолью. Он миниатюрен — но не настолько, чтобы это сказывалось на эргономичности с точки зрения геймпада. У него отзывчивые кнопки, чётко срабатывающие на нажатия. Игры на любой вкус и яркий экран, позволяющий насладиться ими при любых условиях освещения. Неплохой срок автономной работы. Что ещё требуется от портативной консоли? Не хватает только качественного звука и удобного подключения наушников.
p.s.
Некоторые читатели справедливо заметят, что и слышать не хотят об этих радостях, пока не узнают цены. Саму консоль легко найти на территории экс-СССР в пределах 1500 рублей (за 2000 — гарантированно), т.е. $26. Дешёво, однако не обольщайтесь — ведь сразу же встаёт вопрос о покупке флеш-картриджа, стоимость которого выше GBA SP! Как было сказано, наиболее приемлемый вариант — EZ Flash ревизии 2015 года — обойдётся примерно в $40. То есть, реальная цена пригодного для использования базового комплекта составляет $66 или 3700 рублей. Опционально к этому числу добавляется стоимость переходника для наушников или нового аккумулятора. (Примечание: конвертация валют актуальна на апрель 2017.)
Целесообразно ли приобретать секонд-хенд консоль за такую цену, в то время как существуют альтернативные решения с эмуляторами? Если вы провели вместе с GBA SP много времени, но по каким-либо причинам расстались с этим замечательным устройством, то однозначно да. Также оригинал окажется привлекателен для пуристов, коллекционеров, поклонников Nintendo и владельцев картриджей для GB, GBC, GBA. В иных случаях вопрос открытый: любая более современная консоль (Nintendo DS, Sony PSP, гаджеты на Android) способна эмулировать Advance. Да, эти системы уже не будут карманными в полном смысле этого слова, но и возможности у них шире.
Своим же долгом я считаю предостеречь читателя от покупки различных клонов, выпускающихся в форм-факторе GBA и GBA SP. Доступность и дополнительные функции, такие как встроенные ROM-файлы и TV-выход, поначалу заинтересуют, но неоригинальное разрешение экрана (часто реплики используют 320 x 240) и потенциальные проблемы с совместимостью не говорят в пользу этих устройств.
Впрочем, сами игры для GBA остаются интересными вне зависимости от того, запускаете ли вы их на оригинальном устройстве или с помощью эмулятора. Но для меня именно Nintendo Game Boy Advance SP стал воплощением карманного олдскула — компактной, удобной и лёгкой консолью, незаменимой в различных поездках.
Дополнительные ссылки
http://gbx.ru/index.php?showforum=45 — крупнейший раздел о консолях Game Boy в рунете. Помимо него на форуме присутствует тематическая «барахолка»;
В статье использованы иллюстрации Evan Amos. Фотограф в рамках проекта Vanamo Online Game Museum на Wikimedia Commons размещает снимки старых систем в высоком разрешении. Все работы переданы в общественное достояние (public domain) для любых целей.
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.