Как бы начать статью-то? Может, так: давным-давно была (хотя, почему «была»? она и сейчас есть и работает на всю катушку) такая фирма VIA, которая занималась выпуском различных радиоэлементов, включая процессоры и периферийные микросхемы (чипсеты, видео и т.д.). И в середине 90-ых годов выпустила та фирма набор микросхем, он же чипсет MVP3, который при небольшой цене и весьма неплохих характеристиках достаточно быстро стал популярным у производителей недорогих материнских плат для Socket 7. К числу этих самых плат относится и героиня этой статьи.
Внешние (как сказать) порты - COM (2шт); USB1.1 (1шт); LPT(1шт)
Слоты - ISA (2шт); PCI (3шт); AGP (1шт)
Память - SIMM/DIMM до 512Мб
Питание - AT/ATX
Короче, прикольная плата для ретро-системника :-) Сборке которого эта статья и будет посвящена.
Данная материнка, доставшаяся мне по случаю от приятеля, выглядит вот так:
Главная героиня статьи, портрет вне интерьера :-)
При первоначальной проверке плата была признана неисправной, что, однако, было ошибочным, т.к. на этой плате изрядное количество джамперов, которые надо выставлять под конкретный процессор. Также у материнки немного пожеваны ISA слоты, что на ее работу не влияет никак. Через неделю после получения платы был найден мануал от аналогичной платы другой фирмы (PCPartner) и по нему выставлены джамперы для работы платы с процессором (о нем чуть ниже). Была установлена плашка оперативной памяти типа SDRAM на 256Мб (предел объема плашек, доступных простому юзеру). После чего плата была протестирована разными программами (SysInfo, CheckIt, MemTEST86 etc.) и установлена в корпус.
Первопень с “холодильником” (радиатор и кулер)
Процессор Intel Pentium-S, тактовая частота 150МГц, разогнан до 166МГц. Не глючит, в отличии от IDT WinChip. Хотя и без поддержки MMX. На плату также были установлены 256Мб оперативной памяти одной SDRAM PC-133 планкой.
После этого материнка запустилась, но выявились в изобилии глюки, о которых в следующей главе...
Глава 2 или «В поисках Гремлинов»
Я уже упомянул, что материнка оказалась, увы, не без глюков. И об этих самых глюках и повествует эта глава. Начнем с глюка (а скорее особенности) CMOS Setup, который победить так и не удалось. Дело в том, что при перезагрузке материнки без батарейки у нее слетает CMOS (что логично), а вместе с ним и все настройки платы... То есть, я сделал настройки, перезагрузился и... КУКИШ мне С МАСЛОМ, а не настройки. Разбираться с этим я не стал, а просто поставил батарейку в соответствующий разъем.
Следующий глюк был куда интересней, однако его лечение было прозаическим. Проявлялся глюк так: при установленной в ISA сетевой карте насмерть вешался ее пакетный драйвер. С этим глюком я бился около 17 часов непрерывно, однако я его убрал. Для тех, кто не имел дело с таким железом, поясню: в этой материнке реализован Plug and Play, то есть автоматическая настройка устройств на ISA, PCI, AGP... Правильнее было бы обозвать настройку не Plug and Play, а Plug and PRAY! (подключи и МОЛИСЬ! Заработает или нет) Так вот, этот PNP давал сетевухе адрес, запрос на прерывания и канал DMA, которые уже были заняты. К чему это приводило, думаю, объяснять не надо. А теперь вернемся к теме: запустив 3Com-овскую утилиту настройки сетевой карты, я выключил PNP в карте и задал настройки вручную. Что, естесственно, привело к тому, что плата заработала как надо и в DOS, и в Windows. Третий же глюк внятному описанию не поддается. Проявлялся он только на процессоре IDT WinChip C6-200 в виде спонтанных зависаний платы на различных процессах (игры, винда...). Этот глюк был убран только заменой процессора на классический Pentium. Уфф... Вроде все глюки упомянул.
Глава 3 или Сборка системы
Ну вот мы и добрались до самого интересного. То есть, до сборки конкретной системы на той материнке. Про процессор я уже упоминал, так что перейдем к остальному железу.
Видеокарта Trident 3dimage9750 (микруху кодера я сдул)
Что сказать об этой плате... Досталась она мне в 2015 году из кладовых РИИ (Рубцовский индустриальный институт) вместе с модемом Acorp и еще 3 видюшками фирмы S3 (Trio64, Trio3D, Virge/DX). Карточка по своим меркам бюджетная, в 3D производительностью не блещет. Впрочем, как и качеством картинки через TV выход. Скорее всего из-за сдохшего кодера CXA2075M. Попытка переделать ее на SCART закончилась провалом. Видеопроц цел, но сигнал в TV-режиме слабый и очень шумный. Правда, на момент написания статьи она была заменена на видеокарту Asus AGP-V3800 (Riva TNT2 с видеозахватом и ТВ-выходом)
Звуковуха Creative Sound Blaster 16ASP, модель CT2910
Хорошая вещь, но больно шумная... Была благополучно взята в радиокружке вместе с упоминавшейся 286 машиной. Плата была почищена и кочевала из системника в системник, пока не переехала в эту машину. Совместимость с AdLib отличная, воспроизводит и пишет тоже неплохо. Огорчает, разве что, отсутствие WaveTable-синтезатора, но... В общем, сойдет. На момент публикации стстьи заменена на Creative SoundBlaster PCI 128 (Ensoniq ES1373)
Сетевуха 3Com Etherlink III 3C509b-TPC
Еще одна хорошая вещь, особенно для старой системы. Неконфликтная, работает вполне устойчиво, тормозов сети нет. Умеет PNP, что, увы, не всегда хорошо. Используется для перекидывания файлов с центральной машины на малые системы (типа этой). Была подогнана мне моим техническим руководителем, за что ему отдельная благодарность.
Привод CD LG 52X, смазанный
Сидиром как сидиром... Я его заполучил в обмен на DVD-привод Nec ND-3520. Ничего примечательного. Диски не пишет, только читает. Винду поставить, или какую игрушку с дика сойдет. Имеет на борту довольно-таки малошумящий ЦАП. Правда, к звуковухе я его пока не подключил :-(
Корпус типа «Крокодил» непонятной фирмы Datacom
Про этот корпус отдельная речь. Достался мне этот корпус в составе PC/AT 286-16 на материнке неизвестного производителя. Материнка была изъята из копуса, а на ее место помещено все вышеупомянтое железо. Об этой материнке и о системе на ее базе планируется статья. Сам же корпус представляет из себя классический «Крокодил» со всеми его особенностями. Выглядит неплохо, да и задачи свои выполняет великолепно.
флопик 3.5 дюймов
Ничего примечательного, обычный флопик фирмы Alps Electric Сo. на 1.44МБ. Дискетки читает, да и фиг с ним.
жесткий диск Quantum FireBall Plus AS 20.5
Двадцать гигов, достаточно быстрый жесткий диск. Для такой системы - выше крыши! Очень чувствителен к разъему питания, при плохом контакте не стартует, а щелкает, портя настроение мне и всем соседям.
Глава 4. «Что ставим?»
Этой главой я не завершаю сие антихудожественное повествование о материнке SuperGrace и сборке на ней системы. Начнем с операционки, в качестве которой используется Windows 98 (не SE!). В принципе, удачный компромисс скорости и совместимости. Для этого пришлось разбить жесткий диск на 2 раздела:
1) системный раздел,
2) раздел для резервных копий и для разного барахла (музыка, интро, демки).
После чего оба раздела были отформатированы в FAT32.
Поверх винды было вкатано следующее ПО:
1) Microsoft Office Word 6.0 (на котором я и накатал эту статейку)
2) Microsoft QuickBasic Compiler 1.00
3) K-Meleon 1.54 (жутко глючит)
4) Opera 3.62 (глючит)
5) Xing MPEG Player (работает нормально)
5) терминалка HyperTerminal.
И многое другое, включая игрушки... Глава получилась очень короткой, т.к о ПО писать мне просто лень. Хотя нет, все-таки о софте напишу. Сначала для Вас выступит «Отдел Системной информации им. тов. П.Нортона» с его коронным номером «Что у мишки в животе»:
SysInfo, сводка по системе
Сравнение разных машин
Так как эту машинку я собрал как универсальную (в игрушки поиграть, тексты понабирать, музыку пописать, покодить в меру навыков), то естественно, на нее были водружены: компилятор Бейсика (Quick Basic 4.5), пара музыкальных редакторов:
Scream Tracker 3.21, а в нем модуль AMAZONAS.STM (Если не ошибусь, Skaven/Future Crew)
Impulse tracker 2.14, а в нем модуль Yelochka.it (Drunken Yelochka за «авторством» вашего покорного слуги)
Были накатаны игрушки:
Подборка игрушек. Найди свою любимую. К сожалению, фотошопом не владею, так что получилось как получилось
...и эмуляторы Apple II и ZX Spectrum 128 (живой Спектрум есть, но в нем сдох TR-DOS)
[Скриншоты не получились :-( ]
Заключение
Получившаяся система мне весьма понравилась. Восседая за ней, как бы переносишься в те времена, когда компьютеры были редкостью, а игры были намного интереснее... Были переиграны многие любимые игрушки. Вот некоторые из них: Doom 2, Dune 2, The Incredible Machine, Kyrandia 1-2, Larry, Space Quest, и еще некоторые. Ну и напоследок:
И все это в живом виде:
На этой оптимистичной ноте я заканчиваю свою статью. С Вами был Alex1997, он же UB9YUF.
Отдельная благодарность сайтам Phantom.sannata.ru, Old-dos.ru, Old-games.ru, Nostalgy.net.ru, FDD5-25.net; также я благодарен тем людям, которые делились со мной различным железом, программами и информацией.
73, K!
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс. Обратите внимание! Администрация не несёт ответственности за качество, полноту, достоверность и актуальность представленных на конкурс материалов. По всем вопросам просьба обращаться к авторам статей.