Эта статья прислана на конкурс.
jack7277 (автор играет на конкурсе под псевдонимом)
«Ставим ступни и ноги,
Руки и тело,
Я же буду ГО-ЛО-ВОЙ!»
Всем добра, хочу рассказать о сборке и настройке аналога моего первого IBM PC 1998 года. Тогда это был Cyrix 6x86MX PR166, работающий на частоте 133 МГц с тормозным FPU, но поддерживающий MMX, две по 8 МБ EDO SIMM планки памяти, жесткий диск Fujitsu на 1.2 ГБ, мать LuckyStar на i430TX Socket 7, видеокарта S3 Virge 2МБ, и годом позже - звук Yamaha 719ISA и адово-глючный CD-ROM Samsung 24x, который умер сразу же после окончания гарантии.
О графоне на такой машине можно было только мечтать, только soft-режим в играх, никакой аппаратной 3D графики, 3dfx стоила как самолет. Способ что-то скопировать – это дискетки десятками штук или жесткий диск в карман, и в гости к обладателю CD-ROM'а. Цель: собрать аналог моего первого компа, но с ультра-хардкор модами, с графон патчами, читами, забавными глитчами и кучей acid электроники, поехали.
Итак, 2015 год, были найдены:
- - PCI LAN 100 Мбит карта, работает.
- - Материнская плата LuckyStar 5AVP3 (~1998-1999 гг выпуска) под Socket 7 с AGP 2x, в ней Intel Pentium 166 МГц с MMX (1997г) и две планки памяти SDR SDRAM по 128МБ PC133 (~2000г), заимев 256 МБ озу для первопня, Unreal и Grim Fandango и Delta Force и прочие игры наконец-то перестанут бесконечно свопить и что-то грузить с диска, и тормозить, и тормозить.
Материнка с AGP! Просто мечта, с двумя разъемами USB первой версии, "умеет" 75 МГц шину и коэффициент до 4.5, напряжение до 3.5 вольт, что позволяет при прошитии БИОСа завести что-то вроде AMD K6-2 300МГц, пожалуй, максимум для текущей платы или даже до 337 МГц. Два IDE канала, максимум ATA33, памяти поддерживает до 512 МБ, но у меня были только модули по 128 мб, односторонние 8-чиповые. Кабель 80-и жильный АТА66/100 не подходит, так как имеет заглушку, нужен 40-жильный.
- - Процессор. Сперва поставил Intel P166 МГц MMX, работает, попробовал разогнать, коэффициент у него заблокирован на 2.5, поэтому только поднять шину с 66 до 75 мегагерц, что дает 187 МГц, 13% при родных 2.8В, больше тут ничего не погнать. Потом поставил Cyrix MII – 233PG, 187 МГц у него были штатно, изначально шина у него 75 МГц и разблокированный множитель в диапазоне 2.5-3.5, в итоге остановился на 223 МГц. На 262 работает, даже играть можно, но кулер приходится включать напрямую на 12 вольт, чтобы были максимальные обороты, и напряжение пришлось поднять до 3.3 В с родных 2.9 В, и греться он начинает, и в итоге оставил сирикс, так как первый мой процессор был такой же, а хотелось побыстрее, вот сейчас поставлю его же побыстрее. И буду ждать амд K6-2 300. А кулер включил через тормозящий резистор для тишины.
Биос говорит, что он Cyrix M II/IBM 6x86MX-300 CPU Found, если гнать дальше до 262, то пишет, что это 333.
После установки процессора нужно на плате джамперами выставить нужные настройки. Всего 9 перемычек. Перемычки для установки напряжения питания процессора, коэффициента процессора, частоты системной шины, напряжения модулей памяти, и другие.
- - Звук, ISA Creative Sound Blaster AWE32, модель CT3930. Хороший делали звук, специально искал Creative серии AWE. Шипит правда уже.
- - Жесткие диски и CD/DVD. Изначально вместо винтов я хотел использовать флешки (SD и CF) через переходники в IDE, так как в старую первопнёвую мамку просто так любой винт не засунешь, а какой засунешь, тот уже от старости издох. Оказалось, что SD to IDE переходник понимает только до 2 ГБ. Был отложен в сторону.
Решил оставить на тест CF to IDE переходник с CF карточкой на 16 ГБ и IDE Hitachi Deskstar 7K80 80 GB вторым диском (чистый по SMART, но как позже выяснилось - глючный: сперва начал щелкать, потом издавать звуки как при включении, а потом вообще перестал отзываться). Систему сперва поставил на флешку, но она работала довольно медленно, лучше не делать никаких параллельных операций, иначе всё подвисает, причем на время дисковых операций всё замирает, и порой даже мышь перестает двигаться. DMA включен, дрова стоят, но позже я переехал на 2.5” SATA 160 ГБ жесткий диск через переходник SATA to IDE, стало немного побыстрее, но переходник не работает в UDMA режиме, в итоге в БИОСе отключил UDMA и винда встала на жесткий диск. Да, еще же в безопасном режиме пришлось накатить патч Enable48BitLBA иначе Win98SE не работает с дисками больше 137 ГБ. Отзывчивость системы повысилась, но всё равно при интенсивных дисковых операциях возможны зависания.
Затем определил в основной диск Seagate 40 ГБ ide 7200.7 2004 г. (как Primary Master) и вторым тот же Hitachi 80 ГБ 2006 г. (Secondary Master), в первые несколько включений они работали нормально, и по смарту было ноль релоков, время работы какое-то смешное, несколько тысяч часов. В качестве привода Toshiba R1512 (Primary Slave), DVD-читалка, CD-писалка. И еще CF2IDE на 16ГБ как Secondary Slave.
На всех устройствах согласно этому плану выставил перемычки.
- - 3dfx Voodoo2 12MB PCI, без комментариев.
- - Основная 2D/3D видеокарта.
Претенденты были – AGP ATI RAGE PRO 2x на 8 МБ, вроде, AGP S3 Trio 3D 8 МБ, noname nVidia MX4000, 64-bit, 64 МБ. Самой быстрой среди них оказалась ATI Radeon 9250 128-bit, 128 МБ. Теперь у меня есть шейдеры 1.4, уиии! Правда, только в два прохода...
- - Переходник USB -> PS/2, 2шт
- - Блок питания на 250 Вт и корпус
Итак, всё готово, собираем.
Подключил всё VGA кабелем к телевизору, а он мне – "Неподдерж. формат видео".
Пришлось доставать монитор, первое включение:
«Ололо, поставить винду - делов на час», - подумал я и потратил где-то дней 5 на установку, и чтобы в диспетчере устройств было чисто без вопросов и конфликтов оборудования, и чтоб всё работало.
Гружусь с CF карты, в БИОСе винты видны, запускаю установку, всё норм.
Надпись «99% завершено» радует только первые 3 часа.
Не, серьёзно, винда 98IF ставилась три часа и в процессе раз пять зависала и выдала ошибки копирования, первый звоночек.
Пытался запустить Memtest под DOS версии от 2.00 до 4.20, но все зависали при запуске. Пока ничего не придумал.
Запустил "викторию" под ДОС, гонял винты, сороковка вся в бэдах и медленных блоках, хотя по смарту чисто и нет релоков, а второй винт, хитачи, начал щелкать, оба разом зачудили. Пытался форматировать, делать что-то в "виктории", но не помогло. Позже эти два винта вообще перестали опознаваться БИОСом, сигейт стучит головой тихо, если прислушаться. 9 и 11 лет дискам…
Начал искать переходник SATA-IDE, нашел в магазине, и он даже заработал. Тогда я взял 2.5’’ винт на 160 ГБ, и начались очередные пляски. Грузимся с CF карты, запускаем установку, указываем диск D:\WINDOWS, затем после перезагрузки менял очередь загрузки на этот диск и получал
Помог загрузочный диск.
В конце установки всё зависло, и после перезагрузок зависало черным экраном. Ну, ок, грузимся по F8, выбираем лог загрузки и последней надписью в bootlog.txt вижу попытку загрузки ESDI_506.PDR, о чем в гугле пишут, что это проблема дисков более 137 ГБ, надо патчить системные файлы и отключать UDMA, как оказалось. Если этот файл удалить из папки Windows, то система загружается, но работает в PIO режиме без DMA, и это всё работает чудовищно медленно.
Итоговая конфигурация:
Пока что из игр прошел первый уровень в Soldiers of Fortune в 1280x960 на средних настройках, с натяжкой можно играть, по ощущениям от 5 FPS до 20. Загрузка уровня – 1 минута. Если понизить разрешение и качество текстур, то можно играть. Тесты Final Reality, причем в аппаратном 3D на ATI 9250 показали результат ниже Voodoo2 – это как так?
Скрины Final Reality:
Carmageddon2 в D3D режиме на ATI как-то очень уж сильно тормозит, и коррекция перспективы косячит.
3DMark 99, по умолчанию настройки: 800x600 x 16-bit, ATI 9250
Test Results:
3DMark Result : 918 3DMarks
Synthetic CPU 3D Speed : 1 033 CPU 3DMarks
Rasterizer Score : 4 946 3DRasterMarks
Game 1 - Race: 8,7 FPS
Game 2 - First Person: 9,7 FPS
Fill Rate : 410,5 MTexels/s
Fill Rate With Multi-Texturing : 668,5 MTexels/s
2MB Texture Rendering Speed: 372,6 FPS
4MB Texture Rendering Speed: 240,7 FPS
8MB Texture Rendering Speed: 145,3 FPS
16MB Texture Rendering Speed: 84,5 FPS
32MB Texture Rendering Speed: 46,3 FPS
Bump Mapping Emboss, 3-pass: 55,2 FPS
Bump Mapping Emboss, 2-pass: 73,2 FPS
Bump Mapping Emboss, 1-pass: 115,4 FPS
Quake2, 3.20, 1280х960, в софт режиме тормозит, пару фпс выдает, в OpenGL идет без тормозов ровненько, ну а 3dfx OpenGL только в 800x600.
Star Wars I – The Phantom Menace – Voodoo2, 800x600 со всеми эффектами, тормозит изрядно, играть сложно, такая же ситуация, немного получше при запуске в D3D на ATI в 1280x960, на уровне 10-20 фпс.
В общем, пока не придумал что делать с этим компом, собирать и настраивать оказалось интереснее, чем играть в старые игры.
Следующим апгрейдом будет: AMD K6-2 300, установка 2.5” диска через переходник 2.5->3.5 в корпус, чтобы не болтался, и основным диском сделать IDE винт, 7200 оборотов, где-нибудь на 80-120 ГБ.
На этом пока всё.
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.
© Текст, фотографии - jack7277 (автор играет на конкурсе под псевдонимом)
© Железные призраки прошлого - 2015 г.
Опубликовано 7.05.2015 г.
Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru
|