Эта статья прислана на конкурс.
Конкурс проводится совместно с компанией НОТИК.
Сергей Приходченко
[Из Википедии] Сервером называется компьютер, выделенный из группы персональных компьютеров (или рабочих станций) для выполнения какой-либо сервисной задачи без непосредственного участия человека. Сервер и рабочая станция могут иметь одинаковую аппаратную конфигурацию, так как различаются лишь по участию в своей работе человека за консолью.
Консоль (обычно — монитор/клавиатура/мышь) и участие человека необходимы серверам только на стадии первичной настройки, при аппаратно-техническом обслуживании и управлении в нештатных ситуациях (штатно, большинство серверов управляются удаленно). Для нештатных ситуаций серверы обычно обеспечиваются одним консольным комплектом на группу серверов (с коммутатором, например KVM-переключателем, или без такового). [/Из Википедии]
Начало моей трудовой деятельности стартовало в родном институте, где мне на втором курсе поручили разобраться и настроить кэширующий прокси-сервер на основе FreeBSD и Squid. Дело было в 1998 году и меня, конечно, поразил могучий Pentium II – 300MHz с 64 Мб памяти. Через пару лет я устроился лаборантом в компьютерный класс, что подразумевало под собой эникейную поддержку и администрирование класса и прилегавшей кафедры. В общем, начало карьеры было сугубо сисадминское, так что любовь к серверам и их настройке плавно вытекала из работы.
Институт старался не тратить деньги понапрасну, поэтому ожидать полноценный и современный сервер в компьютерном классе было весьма трудно, и приходилось использовать в качестве сервера обычный компьютер, несколько превосходящий по производительности рабочие станции студентов. В принципе, этого хватало, но хотелось чего-то большего и современного.
И вот, несколько лет назад, я увлекся старой компьютерной техникой отчасти из экономии, отчасти из воспоминаний о былой мощи этих, сейчас мало кому нужных, железяк. Кроме того, за годы работы сисадмином, а потом и торговли на местном радиобазаре, через мои руки прошло немало компьютерного ширпотреба, а сервера – вещь обычно редкая, и, соответственно, гораздо более интересная. Вот такие предпосылки были у меня для собирания и восстановления старых серверов.
Теперь перейдем к основной теме нашего труда – восстановлению серверов.
Сервер – штука такая, что делают его обычно со стратегическим запасом мощности и производительности всех компонентов, и, соответственно, разумный сисадмин при списании старого сервера пытается выдрать из него все ценные запчасти, коих там немало. В итоге, от когда-то могучей машины обычно остается только материнская плата (иногда с процессорами, т.к. серверные процессоры частенько имеют неудобоваримые и более никуда не подходящие разъемы). Память с серверов выгребают, поскольку там ее обычно много и она качественная; серверное видео либо встроено, либо слабое, ибо работает оно нечасто, поэтому особо интереса оно не представляет; блоки питания там такие, что хватит еще на пару поколений обычных компов и их обычно на продажу не выставляют; а серверные корпуса либо слишком специфичны, либо же неподъемны, как бегемот в болоте. Потом, спустя некоторое время, устаревает и оставленная память, горят блоки питания, сыпятся винчестеры и морально устаревают корпуса. Их тоже начинают продавать, но материнская плата с процессорами уже далече, и все труднее собирать аутентичный сервер. Все выше перечисленное делает задачу восстановления устаревшего серверного оборудования весьма занимательным и затягивающим занятием.
Первым серверным материалом (назовем это так, поскольку до сервера ему было далече, как до Киева, сами знаете как) в моих руках стала материнская плата Intel GX440 с двумя процессорными гнездами для Pentium II – Pentium !!!. Процессоров в комплекте, ясное дело не было, поэтому на первых порах для определения работоспособности был задействован одинокий Pentium !!!-500 и заглушка, взятая взаймы на соседней кафедре. Материнская плата оказалась рабочей, но со странностями в БИОСе (какие – сейчас уже не вспомню, но что-то нездоровое в ней было).
После проверки на работоспособность плата была отложена в долгий ящик, и начался поиск второго процессора. Через месяц-другой процессор приехал и был немедленно, и почти без осмотра, установлен в плату. Плата работала, но глюки БИОСа не испарились, поэтому был выкачан новый БИОС и решительно залит вместо старого. Глючить перестало.
Как раз примерно в это время, в нашем доме бомжи попытались спереть подающий кабель на 380 вольт, но, то ли их бахнуло током, то ли проснувшиеся жильцы ударили им в бубен – дела своего черного они не закончили, и на нашу квартиру пошла одна фаза на 380 без земли. В итоге, я проснулся от громкого хлопка в компьютере и резкого запаха паленых конденсаторов. Блоки питания почти всех электроприборов, подключенных к сети, ушли в страну вечной охоты. На скорую руку был куплен новый БП, а старый уехал на работу, ожидая часа ремонта . (Ну, не выбрасывать же качественный БП на 400 Вт, который и полугода не проработал. Кроме того, этот блок питания отлично подходил к будущему серверу, т.к. тот требовал 24-пиновое питание АТХ. )
Ремонт БП оказался делом несложным - замена пары основных конденсаторов решило вопрос радикально и навсегда: блок заработал.
В качестве корпуса для сервера под рукой был замечательный и очень качественный корпус от слабенькой рабочей станции, блок питания, матплата и процессор которой были безжалостно вынуты и проданы. В корпусе остались только винчестер, ZIP-драйв и дисковод. К ним был доставлен DVD-RW, и с большим усилием вставлена материнка будущего сервера.
Все включилось и даже заработало, но возникла странная ошибка – подвисал второй процессор и работа всей системы была отчаянно нестабильной. Дело шло к лету, и я грешил на жару, плохую вентиляцию и юго-восточную сторону панельной высотки. Вентиляцию я улучшил, установив дополнительные вдувающий и выдувающий вентиляторы, но с жарой в комнате бороться было невозможно, и я отложил дело до осени.
Осенью все осталось по-прежнему, хотя жара спала.
Тогда я подверг тщательному осмотру оба процессора и чуть не обалдел от того, что увидел на втором: радиатор без кулера на него был наклеен китайским термоклеем. Почти трехмесячные глюки были вызваны подлостью или тупостью продавца и моей личной ленью.
Понятное дело, что клей был удален куда-подальше, крепеж заменен на более подходящий, и этот сервер уже долгое время служит моим основным рабочим инструментом.
Не все бывает так хорошо, как с вышеописанным сервером. Так, я купил по совершенно бросовой цене двухпроцессорную SE7502 от Интела, и даже с одним процессором – Ксеоном-2400. Но на процессоре не было кулера, и я временами использовал для тестов кулер без креплений от Селерона-478. Материнка оказалась довольно глючной (по непонятным причинам невероятно грелись конденсаторы питания процессоров), поэтому я относился к ней без особого пиетета, и однажды случилось страшное: я на нетрезвую голову решил ее потестировать; рука с кулером скользнула мимо процессора, и… Результат виден на следующей фотографии. Плата ремонту не подлежит.
С некоторых пор мной овладело желание обладать многопроцессорником на процессорах PentiumPro. Сами по себе серверы с несколькими PentiumPro – вещь не слишком экзотичная, но в работоспособном состоянии до нас дошли немногие: годы берут свое.
Фото Auction.ua
И вот, однажды на одном из интернет-аукционов мне попался лот, в котором предлагалось купить «Два процессора Pentium Pro на 180 мгц, в слоте Asus C-P6ND и Материнская плата Asus P/1-P65UP5 МЕРТВАЯ - Снят Биос». Решив, что «не восстановлю, так – на процессоры разберу», я дал блиц-цену и вскоре получил данную плату. Скачать БИОС и отдать его на запись (сам не умею) было делом нескольких недель, но в итоге целых две микросхемы с БИОСами были у меня в руках. БИОС был установлен и тут же начал пищать, что процессоров нет вообще.
Внимательный осмотр процессорной платы показал, что как минимум половина конденсаторов на ней решила завязать с конденсированием, и их бы не мешало поменять. К этому времени у меня уже навсегда умерла SE7502, и перестановка конденсаторов с нее было очевидным выходом из положения, однако рабочих конденсаторов оказалось мало и были докуплены еще пара десятков необходимых деталей.
Процесс перепайки более 30 конденсаторов был делом рутинным и требующим внимания, но вскоре он был закончен, плата установлена (заметьте, что без кулеров) и запущена.
Заработал только второй процессор. Серия экспериментов показала, что первое гнездо на плате – нерабочее, а процессоры – в полном порядке. Ступор на пару дней и осмотр с новыми силами дали свой результат: оказалось, что я не впаял один конденсатор.
Заработало и первое гнездо: оба процессора определились. Поскольку работать без кулеров трудно, особенно с процессорами, выпущенными после 1992-3 годов, то возник вынужденный простой в восстановительном процессе: искались кулеры. В конце-концов были куплены две материнские платы (одна даже двухпроцессорная), в каждой из которых было по одному процессору Pentium Pro 200 с пассивными радиаторами, которые и были переставлены на восстановленный ASUS.
Попытка изменить частоту процессоров поначалу потерпела фиаско, поскольку частоту, как оказалось, надо было установить не только на процессорной плате, но и на основной материнской. И этот барьер был преодолен, и все было готово к поселению в корпус, но его не было.
Вернее – был, но плата с двумя процессорами туда никак не желала становиться. Серия экспериментов с корпусами дала четкое понимание, что во все мои корпуса эта плата если и станет, то только после обработки напильником.
Напильник, время и вдохновение были, и, через полтора часа, я выпилил из корпуса часть 5-дюймового отсека, и процессорная плата наконец-то влезла в корпус!
Вроде бы – все, но не тут-то было. После установки материнки будущего сервера обнаружились целых две проблемы – большая и поменьше. Меньшая заключалась в том, что процессоры решительно перегревались и начинали глючить, а большая была куда как серьезней – в плате была микротрещина, которая часто вырубала то первый канал IDE, то – видеокарту на PCI (ISA видеокарты работали замечательно, но на моих было мало памяти), то – процессорную плату.
Путем размышлений и экспериментов я нашел оптимальную структуру установки всех необходимых мне устройств и намертво их зафиксировал, чтобы вибрации вновь не затронули эту микротрещину, а проблему перегрева решили два кулера на процессорах и один кулер, сделанный из АТ блока питания. Для его изготовления я отпилил стенку с вентилятором, и вставил получившуюся деталь вместо двух пятидюймовых заглушек.
Можно было бы на этом и остановиться, поскольку установка операционных систем на серверы во-первых – дело обыденное, а во-вторых старинные операционки обычно не продаются и скачиваются бог знает откуда, а значит – контрафактны. Но процесс коллекционирования неостановим и необратим, и коллекция пополняется постоянно, вне зависимости от написания статей, поэтому в конце приведу те детали, которые ждут своего часа для восстановления и второй жизни.
Четырехпроцессорная плата Intel SKA4 – очень проблемный пациент, поскольку обладает слотами под редчайшие в наших краях Xeon Slot2, а во-вторых – убит слот под комбинированную плату памяти с тем же Slot2-разъемом.
Двухпроцессорная Dell от PowerEdge-4300 – тоже не из легких: мало того, что требует своей разводки питания АТХ, так еще и предназначена для установки в зеркальный корпус (ставится не на правую стенку корпуса, а - на левую).
Серверный корпус, полученный буквально вчера. В него планирую переселить двухпроцессорник с Pentium-ами Pro, а рядом с ним – один из DEC AlphaServer-ов, из которых в ближайшее время планирую восстановить полноценный кластер и написать про них еще одну статью.
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.
Магазины НОТИК есть в Москве и есть в Питере.
© Текст, фотографии - Сергей Приходченко
© Железные призраки прошлого - 2010 г.
Опубликовано 26 февраля 2010 г.
Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru
|