Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Классика жанра: Tomb Raider



Эта статья прислана на конкурс.

Олесь Майгутяк

Наверное, большинство читателей слышали про эту игру. Ее история началась в 1996-м году. Игра сразу поднялась на пик популярности и была там очень долго. Этот успех поддерживался выпуском многих новых частей игры, да и чем только угодно: фильмами, духами, музыкальными альбомами Успех игры был такой огромный, что ее главною героиню даже изображали в других играх и с ней снимали клипы такие музыканты как U2 и Korn. Если вы еще не догадались, речь пойдет об игре Tomb Raider, которая впервые увидела мир в 1996 году.




Сама идея игры, приключения в которой происходят в древних пирамидах, гробницах и храмах, родилась еще в начале 1995 года в недрах компании Core Design в Дерби (Англия). Концептуальный дизайн предусматривал вид от третьего лица, исследования, экшен и головоломки. Другой особенностью игры была уникальная система камер. Камера не только следует за главным персонажем, но и удаляется, приближается, показывает разные виды, что позволяет создать кинематографический эффект. Предусматривалось взаимодействие игрока с окружающей средой и предоставление ему массы возможностей и свободы движений, как никогда прежде.

Чрезвычайно смелый с технической точки зрения, проект также требовал наличие сюжета и яркого главного персонажа, который принимал бы вызов опасностей, чтобы в конечном счете раскрыть тайны и загадки.

Концепция игры была одобрена и разработка началась, но перед тем как что-нибудь появилось, ушло несколько месяцев для определения целей в игре и ее структуры. Из-за сложного окружения в игре было написано специальное программное обеспечение, нужное для того чтобы воспроизвести природные локации. Еще потребовался совершенно новый (полигональный) игровой движок, сочетающий в себе скорость и уникальные графические возможности, сценарист, написавший сценарий в киношном стиле, и персонаж, взявший на себя главную роль. И вот в мае 1996 года Лару Крофт впервые представляют мировой общественности. После изучения многих вариантов дизайна главного персонажа и сюжетной линии, 3D-полигональная модель была создана и Лара Крофт впервые ожила на компьютерном экране. Одета она была в боевые шорты и плотный топик, ее физическая красота, бесстрашные акробатические трюки и мастерское обращение с парой пистолетов сразу же завоевали сердца директоров компании. Поиски супер-героини были наконец окончены. Tomb Raider был впервые представлен на Выставке Электронных Развлечений (E3) в мае 1996 г., потом на Европейской Компьютерной Выставке (ECTS) в Англии в конце этого же года. Хотя и незаконченная, игра представляла исключительный интерес как используемыми технологиями, так и главным персонажем - Ларой Крофт. Именно главный персонаж и сюжет принесли такую популярность игре. В средине 90-х годов рынок 3D игр только начал свое развитие. 3D игры пользовались огромной популярностью, но у них было мало главных героев, например мегапопулярная игра Doom оставила нам безымянного главного героя. А героев девушек в 3D играх тех годов вообще не было! И тут появилась Лара, сильная, умная, смелая, независимая и сексуальная. Потому и не удивительно, что игра понравилась многим. Игра была выпущена на платформах PC, MAC, PlayStation и Sega Saturn и в 1996 году и освещалась в печати больше, чем любая другая игра. Успех был огромным.


Tomb Raider создали эти люди:


Главный программист (3D движок, Анимация, Лара) - Пол Дуглас

Программист (Редактор уровней, Система камер, скрипты) - Гэвин Руммери

Программист (Front-End) - Джейсон Гослин

Дополнительный программинг - Дэрек Лей-Гилкрист, Андрю Хоуи и Мансур Нусрат

Главный дизайнер и оригинальный концепт - Тоби Гард

Анимация - Тоби Гард

Дизайнеры уровней - Хизер Гибсон и Нил Бойд

Дополнительный артворк - Ли Пуллен, Питер Бернард, Стюар Аткинсон и Дэйв Пэт

Музыка - Натан МакКри

Спецэффекты - Мартин Ивсон

Сценарий - Вики Арнольд

Голос Лары - Джудит Гиббинс

Исполнительный продюссер - Джереми Смит


Про Лару нам известно, что она дочь лорда Хеншингли Крофта, появилась на свет в аристократическом мире, окруженная слугами, общественными событиями и высшим обществом. Но все это начало меняться, когда она попала в Горлонстаунскую школу и открыла для себя горы Шотландии.

Позднее, в Швейцарской высшей школе она стала заниматься экстремальной ездой на лыжах, а потом провела выходные в Гималаях, пробуя более сложную местность. Однако, когда она летела назад, самолет разбился где-то в горах и Лара оказалась единственной выжившей. Через две недели она добралась до маленькой деревни в горах. Но опыт этого происшествия оказал на нее решающее влияние. Больше не в силах выносить замкнутую атмосферу высшего британского общества, Лара поняла, что по-настоящему она живет, только когда путешествует в одиночку. Несмотря на этот крутой поворот в жизни, Лара не стала полностью избавляться от прежней жизни - больше всего это заметно по ее вежливому акценту "высшего общества". Семья Лары, возлагавшая большие надежды на ее женитьбу с Эрлом Фаррингдоном, была более чем возмущена этой переменой и отказалась от всяческих связей с ней. Эрл ждет до сих пор... Лара живет в Англии, в своем особняке в Сюррее, который унаследовала много лет назад. Поначалу она не видела в нем большой пользы, но потом поняла, что, по крайней мере, в нем можно хранить свои трофеи. На территории особняка у нее имеется построенная по заказу тренировочная полоса препятствий. Лара не считает свои приключения работой, для нее это скорее стиль жизни – хотя известно, что она разыскивала артефакты за вознаграждение. Основным источником дохода для нее является написание путеводителей и книг, описывающих места, где она побывала. Среди них – "Тиранозавр щелкает зубами у меня над головой" и "Кровожадный Йети". Самой частой жалобой для Лары является то, что у нее нет времени для написания очередной книги.

Ну а как же сама игра? Сюжет первой игры такой: после возвращения в цивилизованный мир из путешествия в Гималаи, Ларе наносит визит Жаклин Натла, таинственная женщина-коммерсант. Натла предлагает ей работу. Сама Лара на то время – уже профессиональный и бесстрашный археолог, потому и взялась за задание. В Перу, в гробнице Квалопека Лара должна отыскать артефакт. На своем пути она находит одну из частей разбитого Сциона Атлантиды, талисмана невообразимой силы. Когда Лара стала обладать фрагментом артефакта, ее внезапно начинают преследовать сыщики Натлы. И в то время как она еще обдумывает, почему ее заказчица приказала ее преследовать, Лара открывает мифическую тайну, которая относится к эпохе задолго до человеческих летописей. Трагическая гибель легендарной Атлантиды и обрушившийся на весь мир хаос становятся очевидными. К сожалению в первую часть Tomb Raider я не играл, ее мне удалось скачать только недавно, но я обязательно поиграю. Хорошо то, что первая часть игры была переиздана в 2007 году и называлась Tomb Raider Anniversary. Игра получилась очень хорошая, всю игру проходишь на одном дыхании. Очень радует графика, конечно куда ее сравнить с ДОСовской графикой на древних компах. Но игра Tomb Raider – это та игра, где графика не важна, тут главный сюжет! Если он вам не понравился, в игру играть вы не будете, ведь так и есть, для некоторых это просто игра, где надо прыгать по стенах и стрелять, но для меня она намного больше. Tomb Raider – это смесь экшена и головоломок, большой пазл, который ты складываешь по мере прохождения. Игра все время заставляет быть начеку, ведь ты не знаешь, что может оказаться за углом: бандит, дикий зверь, а может обрушится пол? Или огромная и красивая гробница, где много тайн и ловушек. Также игра очень хорошо разминает мозг, отдохнуть, играя Tomb Raider не получится, здесь все время надо думать, складывать в голове разные детали большой головоломки в надежде продвинутся далее по уровню при этом отбиваясь от врагов и попутно шастая по углам и тайникам, ища патроны и аптечки, а может проблемы на свою голову? Вообще проходить Tomb Raider мне было трудно, но очень интересно. Что могу посоветовать, в игре нет ничего «просто так». Если есть комната, там что-то должно быть, если где-нибудь есть проход, вам надо будет туда идти. Правда, порою найти этот проход или решение бывает весьма сложно. А если вы не знаете, что делать, попробуйте покрутить какие-нибудь предметы, будьте внимательны, на стенах или полу могут быть подсказки, в виде старинных гравюр или мозаики.




После первой части игры выходит продолжение Tomb Raider - Unfinished Business (Gold), где можно пройти два новых эпизода. На пике популярности первой части игра разошлась тиражом около 3.5 миллиона копий. Через год после выпуска первой части выходит Tomb Raider II. Сразу же после выхода игра стала раскупаться так быстро, как ни одна другая за всю историю в индустрии. По сравнению с первой частью игры графика сильно улучшилась, введен Direct3D API - поддержка большинства акселераторов. Добавлены новые движения и увеличен арсенал, в который теперь входит гарпунное ружье, гранатомет и многое другое. В игре Лара Крофт собирается заполучить китайский кинжал Ксиана. Tomb Raider II я играл, это была вторая игра из серии Tomb Raider, с которой я познакомился. Но далеко я ее не прошел, застрял на втором уровне в Венеции так и не зная как там открыть дверь, чтобы перейти на следующий уровень. К Tomb Raider II тоже было выпущено продолжение, 4 дополнительных уровня. Игра называлась Tomb Raider 2 Gold (The Golden Mask).

В конце 1998 года выходит Tomb Raider 3. Третья часть игры отличается улучшенной графикой и потрясающим геймплеем. Также добавлено новое оружие и возможности скалолазания. Ларе удается собрать четыре артефакта, но Вилард хитростью отнимает их у нее. Сумасшедший ученый хочет использовать артефакты и древний метеорит для получения высшей неограниченной магии и захватить весь мир. Добавление Tomb Raider 3 Gold (The Lost Artifact) это прямое продолжение третьей части.

Хочется сказать, что игры серий Tomb Raider 3, 4 и 5 являются очень похожими в плане графики и смотрятся весьма не плохо в сравнении с новыми играми. Сейчас я с удовольствием играю в Tomb Raider 4 на своем ASUS EEE PC. Игра очень интересная и рассказывает о юности Лары. В первом тренировочном уровне Лару обучает известный археолог Фон Крой, с которым она собирается участвовать в археологической экспедиции. Затем она отправляется в Египет. Чтобы победить бога Сета, Ларе необходимо получить особый древний амулет. Уровни теперь не абсолютно линейны, и сюжет весьма запутан, в один и тот же уровень приходится возвращаться по нескольку раз. Некоторые предметы, найденные в первых уровнях, нужно использовать ближе к концу игры.

Разработчики улучшили движок игры и добавили новые спецэффекты. Полностью изменился дизайн всех меню и настроек. И, конечно, добавлено новое оружие и движения.

Tomb Raider 5 (Chronicles) вышла в 2000 году. Игра была выпущена для четырех платформ, и как только она появилась в продаже, фанаты бросились раскупать игру. Всех интересовало, что произошло с Ларой в конце червертой части Last Revelation - выжила ли она? Ответ на этот вопрос после прохождения игры остался открытым. Графических улучшений почти не добавлено, можно расценивать игру как дополнительные уровни. Этот продукт явно был призван заткнуть временную дыру до выхода следующей части под рабочем названием Tomb Raider: The Next Generation. Он получился сыроват, в последнем эпизоде наблюдается достаточное количество багов, вплоть до непроходимости игры. Добавлена пара новых движений, в остальном игра -дополнительные уровни к Tomb Raider 4. В ней 4 эпизода, которые являются воспоминаниями друзей Лары о ее былых путешествиях. Но именно с 5-й части началось мое знакомство с игрой Tomb Raider. Начал я ее играть где-то в 2002 году и проходил два года! Ничего удивительного, интернета не было, читов тоже. Все проходилось медленно и самостоятельно. Помню как я застрял на одном из уровней. Там Лара оказалась на тонувшей подводной лодке, чтобы выбратся, надо было найти баллоны из воздухом и газом, но к ним еще надо было добраться. Все было очень запутано, лодка тонула, повсюду пожар и вода в которой лежат электрические провода. Но все равно я не мог пройти, я уже побывал повсюду на уровне, а отгадки не было. На уровне я нашел скрытую комнату, там была только одна аптечка, что-то мне подсказывало что просто так сделать комнату из за аптечки разработчики не могли, комната что-то значит но там ничего не было. Много времени я потратил зря, пока увидел рычаг, что был под потолком в той комнате. А все потому что рычаг в игре был в тени и еще вверху экрана, а у меня как раз на экран компьютера падал солнечный свет из окна и я просто не видел рычаг! После той истории я стараюсь более тщательно обыскивать все помещения в игре :) Но Tomb Raider 5 я тоже не прошел, застрял в одном из последних уровней, а все через глюк в игре, последние уровни славятся многими багами. Я застрял на охраннике в брони, которого можно убить только тихо подкравшись сзади, когда он стоит, а у меня он уже ходит по складу и если меня увидит, сразу стреляет, сохранений перед этим местом у меня нет, так как я не знал, что это глюк и думал, что убить его надо как-то иначе, только потом я прочитал про это в интернете. Но, несмотря на все, игра мне очень понравилась, где-то в те времена я и стал фанатом игры.


Tomb Raider можно условно поделить на три периода:

- от первой части до 5-й

- Tomb Raider 6 (The Angel of Darkness)

- Новые части Tomb Raider (Legend, Anniversary, Underworld)


Tomb Raider - The Angel of Darkness выпущена в 2003 году. Многие фанаты заявляют, что игра испортила всю серию, здесь все переделано, история Лары, сюжет другой да и сама игра имеет много багов. Я против игры ничего сказать не могу, так как эту часть не играл. Но обязательно поиграю, когда будет время, ведь Tomb Raider – это не игра на несколько вечеров, тем более если есть чем заняться, кроме игр :)


О играх новее Angel of Darkness много писать не буду. Скажу только, что они получились очень хорошие, я прошел их все три. Тут все на высоте, мне очень понравилась Tomb Raider Anniversary: переизданная первая версия игры. Тут нас ждет много опасностей, большие монстры, головоломки и очень красивые места. Все, как впрочем, и в предыдущих сериях, только изменилось то, что сейчас графика создает очень красивую атмосферу игры, а раньше это все создавалось у игрока в голове под впечатлениями от игры, но как говорят кашу маслом не испортить и красивая графика пошла только на пользу.




Теперь пожалуй расскажу о геймплее. Тут все просто и эффективно. Клавишами управления курсором мы перемещаем Лару, клавиша Ctrl – действие или стрельба, с помощью Ctrl можно взять предмет, передвинуть что-то, использовать предмет из инвентаря, а если выбрано оружие то Ctrl это стрельба. Клавиша Alt – прыжок, пробел – использование оружия. Если нажать пробел, Лара выхватит то оружие, которое выбрано как основное в данный момент времени в инвентаре. Инвентарь у Лары большой и практичный, там все что надо для путешествия в опасные места: оружие, бинокль, аптечки, компас, огни для освещения темных мест. Оружие можно модернизировать, например прикреплять к арбалету или пистолету прицел. Это будет полезно в некоторых местах, где надо попасть в мелкие предметы, например в висячие замки. Чтобы активировать прицел, выберете оружие с ним и нажмите клавишу «0» на цифровой клавиатуре. Также можно использовать клавиши «/», «>» и «<» (они обычно находяться около правого шифта). С помощью этих клавиш Лара приседает, зажигает осветительные огни и ускоряется при беге. В игре тоже надо использовать сочетания клавиш, например для того чтобы залезть куда-то, надо подойти к стене и нажать прыжок и Ctrl вместе, тогда Лара ухватится за выступ, а потом, удерживая Ctrl, нажимать вверх и тогда можно залезть на уступ, если впереди узкий проход, то тогда еще надо нажимать клавишу приседания. А вот в новых частях игры все проще, там не надо в прыжках держать клавишу действия. Теперь Лара умеет сама хвататься за уступы или веревки, только иногда с большого разбега она может ухватится плохо, тогда вы увидите около ее рук желтый значок и надо нажимать клавишу «Е» для того, чтобы она не упала.

Еще у Лары есть скрытые трюки, например если залазить куда-то и еще держать клавишу Shift или же прыгать, например в воду, тоже с нажатым Shift-ом то Лара покажет акробатические трюки. В новых частях игры, при беге, если несколько раз быстро нажать Shift, Лара сделает сальто.

На счет стрельбы еще скажу, что во всех частях Лара Крофт прицеливается во врагов самостоятельно, но в новых частях игры это сделано как-то более выразительно. И порою это к худшему. Иногда Лара целится в тех врагов которые находятся далеко, а те что ближе к ней находятся уже за несколько шагов. В таких случаях предусмотрена смена цели, но я не мог использовать эту функцию. Когда на тебя бежит толпа диких зверей, как-то не думаешь какую клавишу и где тебе нажимать, а просто стреляешь. Хороший эффект дают прыжки назад во время стрельбы, так враг становится дальше, а Лара зря время не теряет, может стрелять во время прыжка-кувырка назад. Выглядит такой бой очень красиво. А можно просто удирать от врага и по дороге залезть на какую-то возвышенность и оттуда спокойно стрелять, зная, что враг не доставит проблем.

Также в конце уровней часто есть разные монстры – боссы. В старых версиях игры с ними разобраться было просто, стратегия одна, больше стрелять и меньше попадаться на их атаки. Но в новых версиях игры все не так просто, чтобы пройти каждого из боссов, его надо убивать особенным способом. Например все тот же Tomb Raider Anniversary. Есть уровень где, в конце, надо разобраться с двумя кентаврами. Просто стреляя в них, их убить не возможно, сами они «стреляют» лучом который в миг превратит Лару в камень, а потом любой из кентавров, подбегая, за раз разбивает ее вдребезги копытом. Чтобы убить кентавров, надо забрать у них их щиты. Щит можно забрать когда кентавр доведен стрельбой до бешенства и встает на дыбы, чтобы бросится на вас в атаку. В этот момент надо выхватить у него щит крюком, который всегда с Ларой. Теперь, когда щит у вас, надо отбить лучи кентавров так, чтобы луч кентавра попал на него самого! И вот кентавр сам себя превратит в камень, а далее дело за любимыми пистолетами, стреляем в кентавра, разбивая его на куски, но с первого раза это не получится, весь процесс надо будет повторить два – три раза, тогда с кентавром будет покончено. А их у нас аж два и они не стоят на месте, ожидая пока их перестреляют, так что концовка уровня получилась хорошая. Вообще в игре полно страшных монстров, не знаю, они все меня пугали. Помню Tomb Raider 5, там один уровень был, Лара была в старинной церкви и там за ней ходила смерть, большая и с косой, она проходила напрямую через стены, ух, очень страшно было, хорошо что она ходила медленно и Лара в несколько прыжков могла отойти подальше. И в такой вот обстановке постоянного перемещения надо было еще и быстро разгадать головоломку, составить комбинацию из трех знаков на стене, чтобы пройти дальше…

Как по мне, игра получилась просто супер, Tomb Raider одна из моих любимых игр. Если вы желаете приключений и адреналина, эта игра для вас! И все это, не отходя от компьютера :)


Системные требования для игр серии Tomb Raider:


Игра

Дата выпуска

Обложка диска

Системные требования

Tomb Raider 1

1996 год

p0

Процессор: 486 DX 100 Mhz или лучше

Оперативная память: 8 Мб

Видеокарта: SVGA (рекомендуется 3Dfx)

Операционная система: DOS/WIN 95

Tomb Raider Unfinished business (Gold)

1996 год

p1

Процессор: 486 DX 100 Mhz или лучше

Оперативная память: 8 Мб

Видеокарта: SVGA (рекомендуется 3Dfx)

Операционная система: DOS/WIN 95

Tomb Raider II

1997 год

p2

Процессор: Pentium 90 или лучше

Оперативная память: 16 Мб

Видеокарта: SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX5)

Операционная система: WIN 95

Tomb Raider 2

The Golden Mask

(Gold)

1998 год

p3

Процессор: Pentium 90 или лучше

Оперативная память: 16 Мб

Видеокарта: SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX5)

Операционная система: WIN 95

Tomb Raider 3

The Adventures of Lara Croft

1998 год

p4

Процессор: Pentium 166MMX (рекомендуется P200MMX) или 100% совместимый

Оперативная память: 16 Мб (рекомендуется 32 Мб)

Видеокарта: 4Мб SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX6)

Операционная система: WIN 95,98

Tomb Raider 3

The Lost Artifact

(Gold)

1999 год

p5

Процессор: Pentium 166MMX (рекомендуется P200MMX) или 100% совместимый

Оперативная память: 16 Мб (рекомендуется 32 Мб)

Видеокарта: 4Мб SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX6)

Операционная система: WIN 95,98

Tomb Raider 4

The Last Revelation

1999 год

p6

Процессор: Pentium 233 или лучше

Оперативная память: 16 Мб

Видеокарта: 4 Мб SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX 6.1)

Операционная система: WIN 95/98

Tomb Raider 5 Chronicles

2000 год

p7

Процессор: Pentium II 300 без 3D-акселлератора или Pentium II 266 с ним

Оперативная память: 16 Мб

Видеокарта: SVGA (рекомендуется любой 3D акселлератор с поддержкой DX7)

Операционная система: WIN 95/98

Tomb Raider

The Angel of Darkness

2003 год

p8

Минимум (с TnL графическим блоком):

Процессор: 500 MHz

Оперативка: 128 MB

Видеокарта: 16MB с TnL, DX9 совместимая

Место на жестком диске: 200 MB

ОС: Windows 98 (Win95 не поддерживается)

Tomb Raider Legend

2006 год

p9

Минимум:

Процессор: Pentium 3 1.0 ГГц или Athlon XP

Память: 256 МБ

Видеокарта: 100% совместимая с DirectX 9.0c с 64 МБ Звуковая карта: 100% совместимая с DirectX 9.0c

Привод: DVD-ROM 4x, Место на жестком диске:5 ГБ. ОС: Microsoft Windows 2000, XP

Tomb Raider Anniversary

2007 год

p10

Процессор:        Pentium 4 3.0 GHz или эквивалентный Athlon 64 3000+

ОЗУ: 1 GB

Видео карта: 64 MB 3D Accelerated Card с Vertex Shader 2.0 и Pixel Shader 2.0

(GeForce 6000 series / Radeon X series), 100% DirectX 9.0c совместимая

Звуковая карта: DirectX 9.0c совместимая

Место на жестком диске: 5.0 GB

Операционная система: Windows XP/Vista DVD-ROM:       8x или быстрее

Tomb Raider Underworld

2008 год

p11

Минимум:

Процессор: Intel Pentium 4.3GHz or AMD Athlon 2.5GHz

Память: 1GB (Windows XP) / 2GB (Windows Vista)

Видеокарта: NVIDIA GeForce 6 series 6800GT (и выше) / ATI 1800XT Звуковая карта совместимая с DirectX 9.0c

Привод: DVD-ROM

Место на жестком диске: 8 GB

ОС: Microsoft Windows XP, Vista



Сейчас ходят слухи, что новая часть Tomb Raider уже в разработке. Это должна быть уже абсолютно другая игра. Будем надеятся, что разработчики не испортят серию, хотя вряд ли это возможно.

Часть информации взята с сайта tombraider.ru. Это русскоязычный сайт об игре. Там вы найдете много интересного: обновления и патчи к разным частям игры, программы для создания своих уровней, на сайте также есть масса мультимедиа информации, плюс действует форум.



Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, иллюстрации - Олесь Майгутяк

© Железные призраки прошлого - 2009 г.

Опубликовано 20 мая 2009 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов