- Диззи, Диззи, где ты теперь, милый Диззи? Спасаешь по-прежнему ли свою подругу или продолжаешь похождения по платформенному миру своей двухмерной вселенной в поисках какого-нибудь невиданного доселе бонуса?.. – так, наверное, мог бы воскликнуть сегодня игроман «старой закалки», в свое время цепким взглядом выхватывающий на лотках Митинского рынка или в магазине с многообещающим для знатока названием – «Комиссионный» кассеты с играми. Не постичь сегодня счастливому обладателю какой-нибудь Xbox или иной навороченной консоли священнодействия подключения клавиатурного блока «БКшки» или «Спектрума» к телевизору (как правило, черно-белому) с самостоятельно распаянными контактами на входе или через самодельный, опять же, RGB-адаптер. Даже Dandy, оккупировавшие в один прекрасный момент телевизоры и души наших граждан, не дают полного представления о трепете душевном, охватывавшем прежнего игрока в момент появления черно-красно-зеленой (а у кого-то – и черно-белой) заставки «Диггера» и невоспроизводимого на самом деле никакими эмуляторами однотонного музыкального сопровождения…
Диггер...
По правилам сценария…
По правилам сценария, теперь следовало бы совершить краткий экскурс «по местам былых сражений» в прежней «Контре» или «Space War», попутно обрисовав положение компьютеризации в бывшем СССР 80-90-х годов, только тогда статья сия разрослась бы в разы, рискуя далеко отклониться от первоначального курса повествования, потому ограничусь примером, который, как мне кажется, является наиболее показательным, а именно – бытовым компьютером «Вектор 06Ц». Именно в нем в свое время сконцентрировались достижения отечественной компьютерной мысли, причем, даже не столько «официальной» (= государственной), сколько любительской. «Вектор» по праву претендовал на звание народного компьютера и, несомненно, получил бы его окончательно, не явись на сцену IBM. Впрочем, «голубой гигант» вытеснил не только советские платформы, участь сия не минула многих производителей, до скрежета зубовного отстаивавших право на уникальность своих и только своих стандартов. Возможно, мне возразят, будто IBM с их 286-486 процессорами и продвинутыми графическими адаптерами просто ни в какое сравнение не идут со «Спектрумами», «Апогеями» и «Партнерами»; это так. Но – лишь отчасти. Amiga, например, имея в потенциале сугубо игровую направленность, также не продержалась слишком долго на рынке, хотя во многом и превосходила по своим возможностям пресловутые IBM-PC. И даже процветающий ныне Apple едва не пал под катком PC-стандарта; если б не легендарный Mac, не известно, в каком компьютерном мире мы жили сегодня, ведь IBM всерьез претендовала на исключительную монополию в сфере производства «компьютеров для каждой домохозяйки». Не могу сказать, чтоб я был рад такому насквозь «голубому» миру: сдерживающая конкуренция, как ни крути, на самом деле – благо для конечного потребителя. Ее не было и в помине при плановой экономике в СССР, итог же всем нам хорошо известен… Но, как говаривал один литературный персонаж, «в мировом масштабе» во всем «виновата» стандартизация. Именно из-за нее черные лоснящиеся кубы NEXT никогда не станут обычным явлением в офисах, школах или наших квартирах, будь они хоть в тысячу раз лучше IBM (а на самом деле они и лучше). И по той же причине, опять же, всевозможные БК советского розлива даже теоретически не в состоянии были конкурировать с появившимися в начале 90-х белоснежными машинами PC.
Компьютер ВЕКТОР 06Ц собственной персоной
ВЕКТОР 06Ц - рабочий экран системы
«Почему я, имея компьютер, по вычислительной мощности способный управлять финансами средних размеров государства, вынужден ждать отклика постоянно подвисающего текстового редактора?» - примерно так вопрошал кто-то на одном из форумов. А в самом деле – почему? Разрекламированная Vista – теперь уже ясно – практически потерпела крах на рынке ОС. Исправит ли положение Windows 7 – покажет время; но, даже печатая вот эту самую статью, я столкнулся со внезапным зависанием Word’a в Vista, так что пришлось принудительно убивать процесс из Диспетчера задач. Добрый кусок несохраненного текста при этом, конечно же, был утрачен. И после этого я должен уверовать в благо архитектуры IBM?..
Но стандарт уж объявлен, приходится обитать в той операционной среде, что навязана свыше. «Навязана», впрочем, не совсем то слово. Кто «навязал», собственно? Да мы сами! Кто радовался тому, что не нужно больше томительно ожидать загрузки программы с кассеты на расхлюстанном магнитофоне «Юность» – достаточно стало два раза щелкнуть мышкой по красивому значку? А кто незамедлительно выставил на антресоли коробки с «Вектором» и/или «Спектрумом», как только отпала необходимость «на коленке» перепаивать внешнее ПЗУ, поскольку таковое присутствовало в новоприобретенном чуде на базе 286? И уж не мы ли с вами, уважаемые пользователи, проводили бессонные ночи, завидуя соседу, который после работы (школы) рубится в DOOM, а мы от того только счастливы, что наблюдаем за сим таинством из-за его спины, дергающейся в такт атакам монстров; сами же почти с ненавистью смотрим на наш агрегат, способный запустить лишь «Диггера»?..
Безусловно, это были не мы. Потому что в таком случае вряд ли бы сейчас вздыхали с теплотой душевной по «дискетному Интернету» и походам в комиссионки. Те, кто был замечен в предательских завистливых бдениях по ночам, теперь получили свое. Получили вирусы Worm, получили зависания Блокнота, душераздирающий вой винчестера во время игры в супершейдерный мегатетрис на минимальных настройках и покупку сигарет «Прима» в целях экономии на генеральный апгрейд каждые три месяца они получили.
Тем не менее, мало кто теперь согласится печатать самый что ни на есть обычный текст на текстовом редакторе в «Партнере», а потом выводить его на матричный принтер, чертыхаясь при выдаче на бумагу замысловатого послания в стиле нерасшифрованного алфавита народов майя из-за некорректного срабатывания шрифтового модуля. То, что даже современному среднестатистическому пользователю на самом деле в повседневности хватит Windows 95 и Word 2.0 (поработал я с таким недавно и, признаться, был сражен его функционалом, с лихвой достаточного для самых изощренных экспериментов над форматированием), - это верно. Но верно и то, что человеку достаточно ежедневно черного хлеба с водой, чтоб не помереть. Но мало кто обходится подобными кулинарными «изысками», равно никто в трезвом уме не откажется от Vista в пользу, по большому счету, точно такой же нестабильной Win 95.
А могло быть…
А могло быть все иначе, чем теперь? Вот вернемся, наконец, к нашему «Вектору». В особенных представлениях, думаю, он не нуждается, так что опустим технические характеристики, отмечу лишь, что существовало несколько модификаций, из которых мне известны такие: Вектор-06Ц, Вектор-06Ц.02, Вектор Старт-1200, Вектор Турбо+, Криста-2, ПК-6128Ц. И был он рожден в конце 80-х годов минувшего века в городе Кишиневе на ПО «Счетмаш». Как и многие его восьмиразрядные собратья и сосестренки, прекратил серийный путь свой к первой половине 90-х, хотя я видел программы, созданные для «Вектора», датированные 1998 годом.
Что же могли предложить любителям компьютерных развлечений (как мы увидим далее, не только игр!) процессор КР580ВМ80А со стандартной частотой 3 мегагерца и «оперативка» от 64 Кб? К тому же (поправьте меня, если ошибаюсь), в данной машине работал только графический режим отображения. Что это означает? Это означает прекрасную среду для разработки и использования именно всевозможных развлекательных программ, использующих половину всей оперативной памяти компьютера на нужды графических изысков. Кажется, принудительно можно было выделять и больше, так что разгон видеоплаты – прерогатива не только нынешнего дня. Да и до хваленого графического интерфейса – рукой подать. Текстовые же приложения работали эмулировано. Не удивительно, что основным направлением в пользовании «Вектором» были игры. Нет, создавались и среды для программирования (незабвенный Бейсик, скажем), и инструменты работы с текстом и графикой, но главное – это игры, игры и снова игры. Распространялись они на магнитофонных кассетах, часто «самиздатовских» (позже и на дискетах), и были куда толковее многих тогдашних игрушек для прочих бытовых компьютеров; к тому же (и снова аспект стандартизации и совместимости!), «Вектор» поддерживал изрядное количество программ, изначально предназначенных для других компьютеров. Так что, потратив сумму в две-три месячные зарплаты, человек мог наслаждаться не только «векторными» развлечениями, но и иметь возможность при случае игрануть во что-нибудь «БКшное» или, скажем, «Микрошное». А по видео- аудио параметрам он даже превосходил конкурентов, так что, не случись контрабандного наплыва всевозможных Денди и PC, вполне возможно, со временем сделался бы гегемоном в среде компьютерных развлечений в пределах «нашей необъятной».
Конечно, сейчас заполучить…
Конечно, сейчас заполучить в пользование рабочий экземпляр «Вектора» так же трудно, как проехать на настоящей «Победе» отечественного автопрома, и тут на помощь страждущим, конечно же, приходят они – эмуляторы. Естественно, ни в какое сравнение не идет ни один, даже самый распрекрасный эмулятор, с аутентичным «железом» соответствующих времен; изображение на современных жидкокристаллических матрицах – это далеко не оригинальная 16-цветная картинка в режиме 256х256 на телевизоре «Радуга», а клавиатура PC так и норовит запутать нас несовместимостью раскладки; тем не менее, для того, чтобы иметь представление об описываемом явлении (а «Вектор», несомненно, был явлением) или пустить (не)скупую ностальгическую слезу, эмулятора вполне достаточно. Побродив по Сети, можно встретить несколько достойных программ, вполне успешно имитирующих как «Вектор», так и прочие компьютеры «времен оных». В моем случае, таковым является полюбившийся мне Emulator 3000, несложный в пользовании, но способный «притворяться» еще и такими машинами, как «Микроша», «Партнер 0101» (что тем ценнее, потому как данный компьютер был моим первым), «Пылдин», «Орион», «Commodore 64»… в списке более трех десятков наименований. К сожалению, нет поддержки, например, «ДВК», «Искры» и «Корвета», но, как известно, невозможно «объять необъятное», скрестив в пределах одного комплекса «Партнер» или «Искру» - уж очень они разные. Проведя вечер-другой в поисках соответствующих программ и ROM-образов, вы получите в распоряжение немалый запас оных; по крайней мере, у меня, после не слишком интенсивных поисков, таковых насчитывается количеством 272 штуки. Плюс еще 19 Floppy-образов. Могу порекомендовать, например, сайт Александра Тимошенко.
Признаться, я был удивлен…
Признаться, я был удивлен тем разнообразием программ, который, оказывается, был доступен в свое время обладателям «Векторов» (а сколько их было на самом деле?!). Тут и текстовые редакторы, и оболочки по типу Commander, и графические редакторы, Бейсик, даже монтажер видео (!) (впрочем, что за видео имелось в виду и как он, собственно, функционирует, я так и не понял, но именно так было заявлено в описании программы), программные проигрыватели. И, конечно, игры, игры, игры… На любой вкус. От логических и азартных (карточных) до аркад, «леталок», «гонок» и «стрелялок-бродилок». Разве что 3D-шутеров не было.
АНИМАТОР - редактор видео, назначение которого для меня так и осталось неразгаданным иероглифом...
На ВЕКТОРЕ была реализована и своя среда для программирования - вариант Бейсика
Текстовый редактор для ВЕКТОРА позволяет набирать тексты без сложного форматирования. В EMULATOR 3000 еще эмулируется и клавиатура
(В скобках отмечу, что я с год назад задался идеей-фикс представить, как мог выглядеть DOOM на восьмибитках. То, что позже портировалось на древние мобильные телефоны и плейеры, при всей своей обаятельной аскетичности в виде отсутствия текстур и весьма условных монстрах, как ни крути, «восьмибитным ДУМом» никак назвать нельзя. Предшественники же в виде HoverTank или Catacomb3D, хотя и являлись пионерами в псевдотрехмерном пространстве виртуальной вселенной, восьмибитными не являются. Более того, не «потянет» КР580ВМ80А динамичности передвижения по трехмерному лабиринту, даже с минимальным текстурированием. Прорисовка каждого шага займет столько времени, что забудешь, в какую игру играешь, прежде, чем достигнешь поворота внутри коридора; хотя теоретически такая возможность портирования все же существует. Не факт, что рабочая. Вот так называемый ASCII-Doom – уже теплее. Текстовые символы, выстроенные определенным образом, обновляются при каждом шаге игрока, имитируя не только архитектуру стен (пола и потолка нет вообще), но в какой-то мере даже и текстуру. Неиграбельно, но любопытно. Остается «вид сверху» или платформер. Но платформер уже существует в виде обаятельного Doom 2D, а вид сверху, насколько мне известно, в DOOM опробован не был, хотя и напрашивается сам собой при виде игровой карты. Так вот, при помощи Game Maker я попытался воплотить свои представления о возможном варианте «великого и ужасного» на 8 битах. Естественно, путем имитации тогдашней псевдографики. Что получилось, можете опробовать и оценить, скачав архив с моего сайта (1.03 Мб). Только один уровень, первый из первого же эпизода. В качестве эксперимента. Впрочем, никто не запретит соорудить и еще – было бы время. Скобки закрываю.)
ASCII-DOOM
Так на чем же основаны мои представления о могуществе «Вектора» как машины для развлечений? (Возможно, позже допишу расширение к данной статье, в котором постараюсь осветить неигровые программы.) Давайте разберемся. Что нужно человеку, чтобы использовать компьютер именно в качестве развлекающего его аппарата? Игры – это само собой разумеется. Возможность проигрывать, записывать музыку. Просматривать видео и графику. Интернет-серфинг отодвинем, чтоб не путался под ногами, поскольку ни о какой «глобальной сети» в СССР 80-90 г.г. и слыхом не слыхивали. Фидошники могут возмутиться, но на глобальность в нынешнем понимании они все же замахнуться не могли по вполне объективным техническим причинам. Сети же буржуйские априори за занавесом доступны не были. Остается еще чтение электронных книг и переписка. Такие же специфические развлечения, как программирование или написание вирусов злобных не являются распространенными, посему и их оставим в покое. Итак…
Итак…
Итак, игры. Если есть компьютер, на нем, вопреки распространенному мнению, не обязательно существуют ХХХ-files. Зато в 999 случаях из 1000 обитает некоторое количество игрушек. Доподлинно известно, что даже программисты первых минифреймов (да-да, ферритовые сердечники и перфораторы…) уже подпольно не на шутку гоняли боевые космические корабли среди астероидов или писали программы для игры НИМ и крестики-нолики. А стандартные игры для Windows – чем, в конце концов, не игры? Вот, кстати, с них и начнем. Как вам скриншот ниже? Чем, скажите, не «Сапер»? К тому же, еще и расширенный (кораблики видите?). А ведь это – игра для «Вектора» Mines. По совести сказать, я не понял игровой сути, видимо, она скрещивает в себе идеи «Морского боя» и неизбывного «Сапера». Пробел и курсорные клавиши – вот, что требуется для игры.
Mines
А вот это – уже «всамделишный» «Minesweeper». Игра так и называется. Присутствуют все атрибуты современного варианта. И даже размеры поля менять можно. А при подрыве игровое поле сотрясается. Разве что звук не поддерживается (по крайней мере, через эмулятор); есть и курсорная стрелка (ее на скрине почему-то не видно). Конечно, «устройства позиционирования типа «мышь»» не существовало, но в том, что игровые джойстики для «Вектора» в природе встречались, сомневаться не приходится.
MineSweeper для ВЕКТОРА...
...как оказалось, не хуже своего Windows-собрата
И не могу удержаться, чтоб не выложить скриншот с «Сапером» для «Партнер 0101» :-)
САПЕР на ПАРТНЕРе
Одними из первых игр, с которыми я столкнулся на PC, были «Арканоид» и «Принц» (1994 год), так что обойти вниманием Arkanoid ну никак не могу. В данном случае, все просто и без «наворотов». Наряду со «Змейкой», игра была уж столько раз переделана и переосмыслена (с переменным успехом), что наверняка мало уж кто помнит их изначальный вариант. На «Векторе» было и то, и другое. Ну, тут все просто: водишь платформу по полю, отбиваешь панели, получаешь очки. Особенностью данного варианта является то, что из самих панелей ничего не вываливается – ни бонусов, ни антибонусов; возможно, это даже ближе к «первородному» Арканоиду.
Один из многочисленных АРКАНОИДОВ
А вот здесь, хотя также ничего не вываливается, шарик со временем увеличивает свою скорость.
Еще один. По исполнению - вровень с оригиналом на PC
С появлением Windows Vista в списке стандартных встроенных игр теперь числятся и шахматы. Ну наконец-то! Еще в 40-х годах прошлого века английский математик К. Шеннон, доказав, что, если ЭВМ научится играть в шахматы, она с успехом будет решать и жизненно насущные задачи, так что вопрос «шахматизации» компьютеров стал еще и делом чести: кому нужна бестолковая машина, не способная найти решение актуальной задачи? В шахматы играла еще знаменитая «Каисса» советского производства, обыгравшая в 1968 году на всемирном компьютерном чемпионате по игре в шахматы такие именитые программы, как «Chess 4:0» (США, Иллинойс), «Tech II» (США), «Franz» (Австрия) и др. Тогда наша «Каисса» заняла первое место, доказав всему миру, что «советское – значит лучшее» (лозунг, от которого отплевывались владельцы отечественной техники в быту). «Вектор» также был шахматистом, а потому теоретически мог решать всякие «жизненно важные» задачи. Причем, мастерство компьютерного соперника напрямую зависело от модели «Вектора». Управление было текстовым: приходилось вручную вводить координаты фигур. При виде таких шахмат игрок, набалованный лакированными фигурками в Vista, только улыбнется; точно так же в будущем снисходительно посмотрит юзер на «вистовые» вылизанные ферзи и пешки, беря в руку голографическую фигурку слона…
Шахматы
Ну а где шахматы, там и шашки подоспеют…
Там, где шахматы - там и шашки!
Ну да Бог с ними, со Стандартными играми. Перейдем к следующему подвиду. Платформерам. Естественно, таковых немало было, есть и будет во все времена существования Computer Games. И даже 3D не в силах вытеснить их. Просто потому, что вкусы у всех разные, кто-то трехмерные экшны на дух не переносит, так вот им подавай как раз платформеры.
«Их есть у нас», - как сказал поэт.
И точно. Вот, скажем, игра с «классическим» геймплеем. Donkong называется. Нужно забраться по лесенкам, по ходу уворачиваясь от шаров, которые швыряет нас злобная огромная обезьяна наверху. Также она умеет кидать некие плиты – так те размерами побольше будут. Не иначе, по мотивам фильма «Кинг Конг» было сделано. На самом деле, подобные игры (с большущей обезьяной, то есть) мне встречались даже для игровых приставок типа Денди. Давно это было…
Игра не иначе как по мотивам популярного в то время фильма про Кинг-Конга
Игра Cybernoid подкупила меня своей незамысловатостью и, в то же время… какой-то необычностью. Мы управляем роботом, которому необходимо вырваться из инопланетного плена с корабля пришельцев. Стрелять тут нельзя. Зато нужно улучить момент и прорваться между такими же киберноидами инопланетян. На пути порой встречаются мины. Их нужно обойти. Иногда требуется освободить своего собрата по несчастью. Трогательно. Почему-то напомнило роботов-малышей из DOOM 3. Кроме того, в заставке звучит речевой синтезатор. А какова графика! Первоначальный экран своей желто-черной гаммой поначалу заставляет призадуматься: а та ли игра нам нужна? Второй же экран разительно отличается от первого. Тут добавлен лишь красный цвет, зато исполнение на высоте. И сама игра – в голубоватых тонах – наполнена загадочностью и подчеркивает необычность происходящего.
CYBERNOID
CYBERNOID. Титульный экран
Он же. Загадочная атмосферная графика...
Ну вот, расписал… А между тем, в игре и сюжет напрямую не указан; более того, он, может, и вовсе другой. Да и, если присмотреться, кроме однотипных стен да красноватых врагов (красный – как известно – цвет опасности), ничего нет… Тем не менее, возымею наглость утверждать, что именно эта игра мне понравилась больше многих. А качество картинки – самое обычное по тем временам. Главное же действующее лицо в популярных «векторных» и им подобных играх, как ни странно, - не тот робот, и даже не Диззи. Но – сам играющий. Воображение переносит его в иные вселенные, на корабли пришельцев и влажные джунгли, кишащие террористами и удавами, зAмками, под завязку наполненными древними привидениями, и на поля сражений… Быть может, не новую мысль выскажу, но, как мне кажется, игровые хиты становятся таковыми не по причине навороченной графики и закрученного, запутанного сюжета (за что я не люблю Crysis) и не благодаря расширенным возможностям персонажа (которые, как правило, реализованы через крайне кривой интерфейс), и уж конечно не оттого изо всех тысяч и тысяч продуктов игровой индустрии становятся хитами считанные единицы, что полигонов в их моделях на порядок больше, нежели у конкурентов. И даже не агрессивная реклама продвигает игру в хит (топовость продаж отнюдь не означает народную популярность, скажу я вам; можно купить широко разрекламированную игру, установить ее, поиграть часик и… удалить навсегда). Но та игра живет годы и годы, переходя в разряд классики, которая стимулирует воображение игрока. Линейный шутер DOOM, как бы там его ни ругали почитатели логических квестов, не сошел с арены во многом благодаря возможности домысливать происходящее. Сюжет узнаем лишь из сопутствующих брошюр. Так что он не явен. Зато каково поле для фантазий! Дополнительные редакторы уровней также подстегивали и подстегивают воображение, заставляя переносить игрока то в железные коридоры марсианской базы, то прямиком к кровавым берегам ада, то вынося его на улицы современного города… Фантазия и игра воображения хлещут через край, не обрекая на бесконечное прохождение одних и тех же уровней. Не случайно такие «симуляторы жизни» и «песочницы», как GTA, S.T.A.L.K.E.R., Цивилизация и SimSity (а теперь вот еще и Spore) завоевали народную любовь и прямо напрашиваются на переиздания и ремейки. Если же взять «классический» платформер, то и в нем можно усмотреть почву для «фантазийности». При грамотно выстроенном геймплее играющий будет видеть не летающие кружки и квадратики псевдографики, но астероиды и боевые космические корабли на ядерных двигателях. Если игра заставляет работать фантазию, вникать в сюжет, домысливая его, она почти всегда становится хитом – именно так. Проблема лишь в том, что никогда нельзя заранее просчитать, какая именно «штучка» заведет воображение игрока. Иначе все мы давно играли бы исключительно в прекраснейшие игры.
Красочный «платформер-стрелялку» представляет собой игра EXOLON, выпущенная под закат «векторной» эпохи в 1993 году. Здесь также все «просто, как две копейки»: идем, прыгаем, садимся, стреляем, уничтожаем… В конце экрана – новый уровень. Но, поверьте, немало может времени пройти, прежде чем дойдете на этот уровень.
EXOLON. Яркая игра с сочной графикой. Интересная, к тому же
Логические игры, видимо, не были сильной стороной бытовых компьютеров. Они и сейчас не «в топе», так что времена не слишком изменились. Вот, например, какая-то логическая игра, в которой я, если честно, ничего не понял…
А вот в этой игрулине я так ничего и не понял, хотя различные ее варианты встречаются на самых разных платформах того времени
Игра Down to Earth (или как я ее прозвал, Космический бульдозер) представляет собой интересную смесь «Диггера» и чего-то еще. Нужно перекапывать тонны инопланетной руды в каких-то шахтах, где таятся древние механизмы враждебных нам пришельцев и заложенные бомбы. Как водится, пришельцев и бомб нужно всеми силами избегать. Мало того, так еще и каменюки нам подсунули. С виду – камень как камень, ничего, даже ковш о него не сломать, как можно было бы предположить; но вскоре выясняется, что у игры есть своя физика. Да-да, физика. В данном случае, сила тяготения. Если подрыть ход под камнем, он рухнет вниз и сплющит наш чудо-бульдозер в мгновение ока. Ну и бомбы довершат дело. Так что приходится быть аккуратным…
DOWN TO EARTH разрешит нам поуправлять космическим бульдозером...
...но на самом деле является сплавом из Диггера, Бомбермана и еще чего-то
А вот эта игрулина встречалась мне еще и на эмуляторах «Корвета». Файл носит название ITA, но, к сожалению, как называется сама игра, не помню…
Какая-то игра, которую помню еще на КОРВЕТЕ. Есть вариант на синем фоне
И куда ж без игры «всех времен и народов» (я не шучу) – Тетриса?!
ТЕТРИС - стартовый экран
Неизбывная игрушка всех времен - не могла не появиться на ВЕКТОРЕ. Здесь - лишь один из ее вариантов
И уж точно вы не получали такого адреналина, как в игре, названия которой также не понял, но обозначенной в файле под именем exp1. Скорость, напор, музыка – все это заставит вас вновь и вновь загружать игру, в которой вы управляете то ли звездой, то ли хм… каракатицей :-)
При всей своей незамысловатости эта игра подарит вам порядочную порцию драйва, усугубляющуюся еще и соответствующей музыкой
Ну и на закуску – еще несколько снимков игр…
Авиасимулятор для ВЕКТОРА. Поди ж ты, было и такое...
КОЛОБЕГ. Очень трогательная и добрая игрушка. Раз-два - колобки бегут наперегонки за бабочкой
TERMINUS предлагает при загрузке довольно стильную графику
Довольно внятная "бродилка" для ВЕКТОРА - игра NERMINUS
Бильярд для ВЕКТОРА нисколько не уступает IBM-варианту того времени
Довольно приятная игра, в которой предлагается погонять на игрушечном боевом вездеходе. Кстати, все приборы в нижней части экрана полностью функциональны!
BOMBER - незамысловатая игрушка с бомбардировщиком в главной роли
Ничего особенного, но почему-то увлекает
Логическая игра, в которой нужно вовремя собрать железнодорожный паззл, чтобы поезд не сошел с рельс
TANK WAR. Авторам удалось втиснуть в графическую подсистему ВЕКТОРА настоящую фотографию!
Типичная платформенная "бегалка". Таких на ВЕКТОРЕ множество
SNAKE. Еще одна классика
Эмулятор карманной игры. Не перестаешь удивляться многогранности ВЕКТОРных программ!
ПЕКМАНЕНОК :)
Еще типичный пример игровой графики ВЕКТОРа
ZORYT. Неплохое графическое исполнение
Игра МАРС. Однажды я уже описывал такую для ПАРТНЕРа
Программа MUSICIAN позволяет наигрывать несложные мелодии прямо с клавиатуры
CIFERTON - развивающая игра математической направленности
Демо игры TANK для Вектора. В конце демонстрируется баг, то ли эмуляции, то ли оригинального программного кода - не понятно
И можно было…
И можно было еще долго-долго описывать все то разнообразие игрушек, в которые играли владельцы «Векторов» в свое время. К сожалению, крайне мало осталось воспоминаний о тех играх от тех, кто в них играл. Ну, играли люди, коротали вечера в свое время. Как сейчас коротают в погоне за многополигональными шейдерными монстрами. И не думают, что придут времена, они с ностальгией загрузят пока еще не вышедший Rage, и вздохнут умильно, и потеплеет на душе. Таково естественное течение истории, и ничто не в силах его изменить. Но…
Но «Диззи, Диззи, где ты теперь, милый Диззи?» - улыбается сейчас кто-нибудь в темное окно.
А ведь он жив! И по-прежнему бегает и спасает свою принцессу Дэйзи в волшебной стране. Более того, перенесен на многие эмуляторы и платформы. Так что те, кто еще не знаком с этим замечательным существом (признаться, я некоторое время пребывал в сомнении, кто он: колобок или яйцо :-), в разных источниках про этого сообщалось по-разному; но все же мне больше по душе вариант с яйцом), могут всегда заполнить сей досадный пробел. Само собой, жил он и на «Векторах». И неплохо, надо сказать, жилось ему там (теперь вот на эмуляторы переселился). Игроки холили и лелеяли Диззи, скучать не давали, играли с ним и помогали преодолевать всяческие жизненные трудности.
Впрочем, загляните-ка хотя бы вот на этот сайт… :-)
Несмотря на то, что вариантов колобка существовало немало, мне довелось поиграть лишь в пять из них (один – на IBM). Скрины ниже – варианты «Вектора».
ДИЗЗИ!..
Диззи отправился в путешествие
И это - тоже он. Ролик, демонстрирующий графические возможности ДИЗЗИ на платформе ВЕКТОРА
Да, разработчики ПО не забывали веселого Диззи. Стоит посмотреть на рекламки, которые в то время записывались на носители вперемешку с прочими программами, как невольно улыбнешься. Перечитайте на досуге их, право дело, не пожалеете. Все это сопровождается ненавязчивой, создающей настроение, музыкой. И, хотя в мире уже вступал в свои кровавые права демонически обворожительный DOOM, неунывающий Диззи чувствовал себя прекрасно. О чем можно судить, взглянув на нижеследующий скрин. Нужное там выделено мною ;-)
Информационный текст того же ролика. Не все на самом деле окунулись в ДУМанию, для доброго Диззи в сердцах тоже сохранилось теплое местечко
Графика в «Диззи», даже по сравнению с IBM-вариантом, не слишком теряет в качестве. Признаться, не имел удовольствия сравнить аутентичные варианты воочию (лишь по эмуляторам), но, судя по скринам, осмелюсь это утверждать.
Рекламная заставка ДИЗЗИ. По чистосердечному признанию автора, картинка "выдрана" из IBM-версии...
...но, как можно убедиться, ВЕКТОРная графика немногим уступает возможностям "видеокарточной". Оригинал на IBM
Похождения веселого яйцеголовика на IBM
Для сравнения. Вот пример графики на ВЕКТОРЕ
А вот на IBM (DOS Box)
Это - на СПЕКТРУМЕ (эмулятор)
А это уже ВЕКТОР. Хотя сразу так и не скажешь...
А куда же без мультиплейера – этого необходимого элемента для всякого успешного игрового проекта? Он был на «Векторе». Пусть не стопроцентный кооператив или дефматч, но вдвоем поиграть было можно – как в качестве соратников, так и противников. Более того, эти машины можно было объединять в сеть. Вот только насчет сетевой игры ничего конкретного сказать не могу. В любом случае, думается, если б проект развивался и дальше, пользователи получили полноценные сетевые баталии.
Ну а теперь…
Ну а теперь перейдем к следующему отделению. А именно: музыка. Она, наряду с играми и просмотром видеофайлов, занимает не последнее место в мире компьютерных развлечений. А ведь «Вектор», обладая всего только одним динамиком, позволял проигрывать мелодии с трехголосной полифонией! Звуковое сопровождение игр и даже синтезатор речи – это понятно. Но еще существовали и настоящие программные проигрыватели. И даже со своими «скинами». Каждый имел свой уникальный вид, часто воспроизводивший внешность магнитофона, владельцем которого являлся автор проигрывателя. Нет, загрузка мелодий в них не предусматривалась, проигрыватели поставлялись «как есть», с «вшитыми» песенками (без слов, разумеется, но и IBM-ки в то время отнюдь не приветствовали голосовые записи и обходились зачастую встроенными «пищалками» таймеров). Но, по большому счету, какая разница в том, покупаем ли мы набор композиций в определенном формате для того, чтоб проигрывать их на своем любимом плейере, или приобретаем готовый плейер с набором заданных тех же самых композиций? Тем более, что клавишное управление у разных проигрывателей было однотипным. По ходу прослушивания, как правило, по экрану бежал текст, при помощи которого автор программы общался с пользователем. Можно было написать что-либо о себе, своих увлечениях, рассказать, какие программы уже созданы, какие только зреют в планах… Словом, заявить о себе. Справедливости ради, стоит отметить не шибкую грамотность авторов посланий. Порой даже удивительно: человек всерьез занимается программированием, следовательно, не лоботряс и не бездуховная личность, достаточно образован, а вот в русском языке… Но сия беда – беда и современная. Стоит только вчитаться в тексты некоторых сайтов.
Конечно, подобные проигрыватели создавались не столько с целью действительно развлекать слушателя восьмибитными мелодиями (среди которых вполне узнаваемые хиты 90-х), сколько в качестве эксперимента над звуковыми возможностями «Вектора», пробы и демонстрации собственных сил в программировании звуковых сопровождений. Истинным полем действий таких умельцев по-прежнему оставались игры и рекламные демонстрашки
Музыкальная демонстрашка
Музыкальный проигрыватель со сменными композициями
А чего только стоит героическая попытка (относительно удачная, кстати) отечественных Левшей по внедрению в «Вектор» FM-тюнера?.. В то время до Интернет-радио было далековато…
Просмотр графики…
Просмотр графики на «Векторе» только теперь может вызвать снисходительную улыбку. А для того времени 16 цветов, одновременно могущих появиться на экране, - это довольно серьезно. Впрочем, по свидетельствам очевидцев тех событий, можно было писать специальные программы, позволяющие обходить данное ограничение и отображать куда больше цветов. На самом деле, в играх этого богатства палитры было вполне достаточно, так что целиком использовались графические возможности компьютера в демо и рекламных программках. 256 цветов IBM – это круто. Несколько миллионов оттенков (большинство из которых мы никогда не увидим в силу анатомических особенностей человеческого глаза) современных мониторов – тоже. А на практике, в 80-х – начале 90-х и IBM в играх использовали 16-цветную палитру. К тому же, я прекрасно помню обои Windows 3.0 – 3.11. Прямо скажем, не слишком далеко отошли они от картинок «Вектора». А вот взгляните-ка на это:
Фоновый рисунок на Windows 3.1
Пример потрясающей графики на ВЕКТОРЕ
Впечатляет, не правда ли? Вот и говорите мне потом о тормознутости графической подсистемы «Вектора». Картинки, правда, приходилось программировать, ни о каких фото речи не велось, в то время, как все тот же PC-стандарт уж осваивал сканирование фотоизображений и поддержку графических планшетов. Но куда любителям-энтузиастам тягаться с целой корпорацией?..
И тем не менее, просмотры изображений были реализованы, на мой взгляд, прекрасно для данной машины. Можно было увидеть даже такое… :-)
XXX-сайты отдыхают :)
Трудно сказать…
Трудно сказать доподлинно, существовали ли электронные книги для «Вектора», но вот виртуальные журналы, создаваемые сообществом любителей имели место быть. Равно как и рекламки – совсем в духе нынешнего спама. Только «спам» сей был все-таки более полезен, поскольку информировал пользователя о тех или иных программных продуктах для «Вектора», а не радостно извещал о выигрыше в 2 миллиона долларов (вот я, например, если верить корреспонденции в папке «спам», уже несколько раз внезапно выигрывал то 14 миллионов евро, а то 4, то всего (экая жалость!) несколько тысяч).
В журналах можно было ознакомиться с анонсами новых программ, адреса распространителей носителей, прочитать прохождения и пароли игр, а также некоторые технические статьи. К сожалению, объем таких выпусков был крайне невелик, о настоящей массовости тиража также не приходится говорить. Но существовали также бумажные варианты, компенсировавшие информационный вакуум. Например, государственный журнал «Радио», «Юный техник» и иже с ними; а также самиздатовские «Vector-User», «100 игр для ZX Spectrum» и др. И многие крупные компьютерные журналисты и обозреватели сегодняшних дней начинали творческий путь свой именно с этих изданий. Но это – тема для другого, обширного и не менее увлекательного разговора «на кухне».
На кухне… Почему-то сразу, как только заходит речь о старинном «железе», у меня моментально возникают ассоциации с «кухонными» беседами и, если уж не с диссидентством, то, по крайней мере, с андеграундным сообществом наших рок-н-ролльщиков эпохи 80-х. Тогда ведь тоже было сообщество – владельцев компьютеров «Вектор». Теперь как-то нелепо представить хотя бы на секунду, что в том или ином городе открылось сообщество владельцев ноутбуков. И дело не в том, что современный ноут будет помощнее иного своего настольного собрата, просто все та же стандартизация свела к нулю надобность такого сообщества. Как не найти сегодня «железячника», торгующего на рынке материнской платой, так и энтузиастов «от сохи», писавших бы софт исключительно для ноутбуков. Стандартизация и глобализация мира начала 21 века породили мировой кризис, эпидемии в Интернете, а также постепенно-постепенно ушли со страниц изданий сугубо технические статьи на компьютерную тематику. Оно, конечно, чертыхаться и перепаивать в который раз видеоадаптер под домашний телевизор не сподручнее, нежели воткнуть в готовый разъем. Но вот теплоты душевной в том нет. Как нет ее в лакированных и безумно правильных мелодиях опопсевших рокеров нового времени. Следовательно, нет и того центра кристаллизации, вокруг которого сформировалось бы то или иное сообщество.
Безликий диск в магазине, стиражированный в сотнях и сотнях экземплярах.
А на другом полюсе – все тот же Диззи, Колобег и Бармен. Да еще свет ночника поздним вечером и красно-рубиновые буквы на черном фоне небольшого экрана: «Привет всем владельцам самого-самого-самого лучшего компьютера ВЕКТОР…» И ты, сидя, быть может, за сотни километров (или метров – как повезет) от автора этого послания, чувствуешь, что обращается он – именно к тебе, ощущаешь и свою сопричастность к не такому уж и малому братству пользователей этого чудесного творения человеческой мысли. Вот, кто-то обращается к тебе, он описывает, как создавал программу, сколько времени потратил на нее, какие еще планируются продукты… На самом деле, - это почти самое настоящее живое общение. Программка создана не некоей безликой корпорацией, но вполне конкретным человеком, вполне возможно, точно таким же, как и ты.
Впрочем…
Впрочем, вполне возможно, у кого-то все было совсем иначе. Я только хочу сказать, что, оглядываясь теперь назад, можно все-таки увидеть и ответить на вопрос: так куда же указывал ВЕКТОР?
А указывал он в верном направлении развития нашей с вами, отечественной компьютерной мысли. И ведь не так уж и плохо начинали, как некоторые думают до сих пор. Были, были и на нашей улице праздники в виде вполне вменяемых и конкурентноспособных ПО, «железа», поначалу немногим уступающего забугорному. На самом деле, почти все те же проблемы в то время не давали покоя и зарубежным производителям. Как ни странно «поколению нулевых», но IBM далеко не всегда был общепризнанным мировым стандартом в компьютерном мире, а пальма первенства по производительности процессоров также не изначально принадлежала AMD и Intel. И наша «Каисса» обошла таки всех конкурентов – было время. И программы писались не хуже, и графика была не бледнее.
Другое дело, что, как и в случае со многими нашими проектами, и этот не был доведен до ума, свернувшись «на взлете». Как водится, вся проблема заключается в недостатке финансирования. Государственному производителю в начале 90-х было не до маленького Диззи. Тем не менее, потенциал у «Вектора» был прекрасный – думаю, с этим не поспорит никто. Смогли же энтузиасты развить идею, продвинув ее далеко за границы официально заявленных, коснувшись практически всех аспектов сегодняшней «компьютерной жизни» «среднестатистического юзера».
К сожалению, потенциал этой прекрасной машинки так и не был использован – я уж не говорю о государстве – даже энтузиастами. Перейдя, понятное дело, на более продвинутые IBM. Какое-то время «Вектор», наряду со «Спектрумом» и «БК», еще продержался на плаву, но, в условиях отсутствия всякого рода поддержки, неизбежно перекочевал в славные ряды компьютерных ветеранов. И это, на самом деле, не плохо. Так и должно быть. На смену новому приходит обновленное, уступив в свою очередь, место более новому… Вот только жаль, что сегодня это новое часто строится не на фундаменте прежних достижений. И все сегодняшние так называемые «отечественные» компьютеры – не более, чем сборка (причем, порой не самого лучшего качества) из «тамошних» деталей. Да, возразят мне, трудившийся внутри «Вектора» КР580ВМ80А – тоже практически клон i8085; только нет почему-то ни прежних сообществ, ни энтузиастов, продвигающих те или иные разработки с той силой, с которой прежде раскрывались возможности машин 80-х – 90-х. В конце концов, где они, сугубо отечественные разработки, способные завоевать по-настоящему народное признание? Да, существует некоторое количество продуктов, претендующих на нечто более, чем просто заметка о двух строчках в компьютерной периодике. Но – осмелюсь утверждать – ни один из них не приблизился к массовости того же «Вектора». Да-да, в 80-е, не было ничего, кроме советского, тем более, от нынешних производителей потребуется приложить недюжинные усилия, дабы оправдать право на наследие «Каиссы». И простой запрет на импорт здесь не поможет, как не помог он в случае с «Вектором», и повышение пошлин на иномарки не подняло доходов ВАЗа – такие несознательные граждане по-прежнему желают удобных автомобилей и компьютеров, а не просто автомобилей и компьютеров. И пример с «Вектором» показателен в том плане, что, в условиях равнодушия государства к насущным нуждам своих граждан и инертности официального производства, даже самая прекрасная и с колоссальным потенциалом идея загнется гораздо быстрее, исчерпает этот самый потенциал даже наполовину.
В последний раз кассеты с игровыми программами (обложка отпечатана матричным принтером на какой-то дурной синюшной бумаге) для советских бытовых компьютеров я видел, кажется, в 97-ом году в одном провинциальном комиссионном магазине.
Опять завис!.. Мой рисунок :)
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.