Эта статья прислана на конкурс.
Cat Vaska (автор участвует в конкурсе под псевдонимом)
Пролог
Увлечение старыми компьютерами и программами для них стало весьма популярным хобби в наше время. Тем более, большинство людей, приобретая или находя у себя на шкафу устаревший компьютер, думают найти ему какое-нибудь «полезное» применение. Одним из таких применений для «старика-компьютера» будут, как бы это банально ни звучало, компьютерные игры. Именно с них, безнадежно устаревших теперь машин, многие начинали свою «бурную» компьютерную деятельность, с их помощью постигали компьютерный мир, учились программировать, собирать железо, настраивать сеть и т.д. ...
Прошло почти три десятилетия с начала появления х86 серии процессоров (1978), под которую писали свои шедевры многие производители игрушек (вспомним id-Software, Epic, Windmill Software…). В основном, игры, которые вошли в классику компьютерной игроиндустрии, были созданы под DOS, систему, что устанавливалась на большинство IBM-совместимых компьютеров тех времен.
Находка
Не обошла участь игромании и меня. Решил я на досуге вспомнить былые игровые подвиги, что свершались в молодости на компьютере. В своих закромах, среди наборов старого железа, нашел комплектующие, с помощью которых был собран старенький компьютер эпохи начала 1990-х годов, «двоечка» - компьютер, на базе 80286-го процессора и 80287-го сопроцессора.
Хотя и был у меня системный блок (XT) на базе 8088-го процессора, но в связи с тем, что игр под него не очень много, да и трудности с переносом файлов через 360-килобайтную дискетку (в ХТ-шках использовался именно этот стандарт для гибких дисков) заставили меня начать игровые исследования с 80286-й системы.
Итак, что мы имеем:
- материнская плата (1992 год) на базе процессора HARRIS 80286 - 20 MHz;
- и математического сопроцессора IIT 287 - 20MHz;
- оперативная память 30-pin SIMM 4Mb (что весьма неплохо для 286-го !);
- видео-адаптер VGA под шину ISA - 1Mb, OAK TECHNOLOGY, OTI077;
- звуковая карта ISA - OAK TECHNOLOGY, Mozart OTI601;
- контроллер портов (MIO ISA card): FDD, IDE, COM1, COM2, LPT;
- жесткий IDE диск, HDD 200Mb CONNER CFS210A;
- CD-ROM Sony (подключил к звуковой карте);
- флоппи-дисководы FDD 3,5" & FDD 1,2".
Все это «добро» было аккуратно собрано в системный блок АТ-форм фактора, с последующим подключением PC-спикера (ну куда ж без него то в мире DOS-игр? :-) ) и кнопками «Turbo», «Reset». Конечно, смотря на конфигурацию, можно даже сказать что слишком уж «навороченная» получилась система для своего времени :-).
Некоторые, могут возразить: «Почему бы автору не скачать какой-нибудь эмулятор (наподобие DOS-box) и не мучаться со старым железом? Ведь в настоящий момент бывает трудно найти подобного рода старые компьютеры в работоспособном виде, с живой батареей, с хорошим жестким диском и т. д. … ». Ответ прост. Не люблю я всякие «эмуляторы» и прочие «резиновые игрушки». Ничто не заменит реальный компьютер, с правильно настроенной системой, со звуковой картой с волновым синтезом (с родным, не эмулированным, звуком!). Да и само ощущение собранного своими руками компьютера…
Настройка
Включаем тумблер питания, тихо зашумел вентилятор, заскрипел жесткий диск… Осталось дело за малым – вдохнуть «жизнь» в железное тело. Для этого, с помощью установочных 3,5 дюймовых дискет с MS-DOS 6.22 (Русская версия) на жесткий диск (предварительно отформатированный) была поставлена система MS-DOS. Поставлен драйвер звуковой карты и CD-ROM. Загружен файловый менеджер Norton Commander. С помощью нехитрых изменений в файлах autoexec.bat и config.sys были настроены параметры работы с памятью. В корневом каталоге создана долгожданная папка «GAMES».
Железный конь настроен, подключен к монитору (VGA видео-адаптер позволяет подключить этот компьютер даже к TFT жидкокристаллическому монитору, что приятно для глаз в процессе длительной работы), теперь осталось забить компьютер игрушками и насладиться играми.
Игромания
Естественно, что каждая компьютерная игра «заточена» под определенную конфигурацию. Не стоит пренебрегать этим фактом, дабы не словить жуткие тормоза в процессе игры. Какие же цацки подходят для подобного компьютера? И главное, где их достать? Помог Internet. В сети есть множество сайтов, на которых люди выкладывают из своих, чудом сохранившихся, залежей игры. Я начал вспоминать свои молодые годы… Сколько уже написано всего про старые игрушки! Но всегда с теплотой вспоминаешь именно те, за которыми сам коротал время. На моей памяти
среди таких игр оказались:
Digger (Windmill Software), 1983 год, жанр: аркада. Маленький бульдозер (по замыслам авторов), что роет ходы в горной породе, собирающий сокровища и бонусы. Игра была создана в 1983 году маленькой семейной фирмой Windmill Software. Забавно, но фирма существует до сих пор в Канаде, но выпустила помимо Digger такие игры: "Floppy Frenzy", "Styx", "Attack on Altair"… в период с 1982 – 1984 гг. Конечно же, Digger - это классика всех времен и народов;
http://www.digger.org/download.html
Dangerous Dave in the Haunted Mansion (id-Software & John Romero), 1991 год, жанр: Action. Приключения Дэйва. Начало этой серии положила фантазия Джона Ромэро (еще в 1990 году была написана первая часть). Впоследствии было выпущено продолжение похождений забавного человечка в кепке и с дробовиком в руках. Последняя часть - Dave Goes Nuts, уже с поддержкой Sound Blaster и, как ни странно – похождения Дэйва в этой части уже в псих-больнице, гмг :-);
http://gh.gameslife.ru/archive/dave4.rar
Tetris (Alexey Pajitnov), жанр: логические. Без слов. Хочется добавить лишь, что благодаря этой игре ее автор стал владельцем квартиры в Москве и персонального компьютера (по тем временам довольно неплохого, кстати). А сколько было выпущено клонов этой игры!;
http://oldgames.zp.ua/games/tetris.zip
Wolfenstein 3D (id-Software), 1992 год, жанр: 3D Shooting. Начало серии, где герой-антифашист :-) блуждает по подземельям вражеского замка и «мочит» нацистскую нечисть. Один из первых шутеров от первого лица. В то время игра совершила прорыв в так называемом «псевдо 3D»;
http://u-t-k.narod.ru/wolf.zip
Alley Cat (Synapse), 1984 год, жанр: аркада, 2D Platformer. Очень древняя игрушка. Похождения кота по квартирам и мусорным бакам. Нужно вовремя уворачиватся от метлы и злобного пса;
http://oldgames.zp.ua/games/cat.zip
Dizzy (The Codemasters Software Company Limited), жанр: аркада. Похождения человека-яйца. Было их очень много (Fast Food (1989), Prince of the Yolk Folk (1990), Bubble (1993)…;
http://gh.gameslife.ru/archive/dizzy3.zip
Dyna Blaster (Hudson Soft), 1992 год, жанр: аркада. Аналог «бомбермэна», типичная классика 90-х годов. Уже поддержка звуковых эффектов (ну куда же без них при взрывах?). Любите бомбы и взрывать их, уворачиваясь от монстров и делая им «западлянки»? Тогда играем!;
http://takegame.ru/arcade/gam/dynablaster.zip
Но и это не предел. Существует очень много других игр, что прекрасно идут на 286-й машине. Мало того, среди них очень много культовых, «римейки» которых, уже в будущем, будут выпускать множество издателей, пытаясь «выплыть» на славе своих предшественников, облекая старые идеи в более красочную «упаковку». Да и что за времена были тогда? Размер папки с игровыми файлами (а то и одним файлом) прекрасно умещался на дискетке, ёмкостью 1,44 – 1,2 Mb!
Зайдя на сайты со старыми играми, наткнулся на последнюю часть «похождений Дэйва» - Dave Goes Nuts. В свое время игра была не сильно афиширована (я ее не припомнил), и на дисках с играми ее не встречал. Скачав дистрибутив (всего около 400 kb) на 3,5 дискету, копирую ее в папку «GAMES» на 286-й компьютер. Садимся за игру. Итак:
Dave Goes Nuts
Жанр: Arcade;
Издатель: Softdisk Publishing;
Разработчик: id Software;
Год выхода: 1993;
Платформа: DOS;
Скачать DOS-версию игры Dave Goes Nuts можно тут:
http://gh.gameslife.ru/archive/dave4.rar
Сюжет: коварный Доктор Немезис (evil Nemesis) опять похищает брата Дэйва – Делберта и определяет его в психиатрическую клинику, населенную медсестрами-зомби, охранниками с ружьями и прочей нечистью. Задача Дэйва – опять спасти своего нерадивого братца из костлявых лап негодяя (подобная задача была и в предыдущей части). Пробираясь сквозь девять уровней, заполненными зомби, а также переключателями, выключающими заградительные столбы из электрических разрядов, нужно идти к цели.
Игра имеет два уровня сложности Wimp (легкий) или Stud (чуть посложнее).
Патроны просто неиссякаемые (вспомнил, что в предыдущих частях, нужно было перезаряжать дробовик и экономить патроны или же, вообще находить оружие заново, как в первой части).
Управление:
F1 – помощь,
F2 – выбираем источник звука,
F3 – калибровка джойстика,
F4 – сохранить игру,
F5 – загрузить сохраненные игры,
ESC – выход (нажать Y или N),
Стрелки Left & Right – управление Дэйвом влево и вправо,
CTRL – прыжок,
CTRL + стрелка Down – прыгнуть на уровень вниз,
ALT – выстрел.
Атмосфера игры наполнена унынием и драйвом одновременно. Странное сочетание. Конечно же, присутствует и черный юмор, о котором нас предупреждали в предыдущих частях, однако бесконечные палаты, обитые голубыми подушками, навевают странные мысли. Если бы не «сэйвы», я точно сошел бы с ума от длительного прохождения коридоров и подвалов виртуальной психушки. Прохождение игры у меня съело три вечера.
Примечателен тот факт, что игра с успехом идёт как и на 286-м компьютере, так и на современном Pentium IV. Ведь были игры, скорость в которых сильно зависела от тактовой частоты процессора (вспомнил кнопку «Turbo», которая уменьшала тактовую частоту процессора). Тот же Digger (Windmill Software), что изначально был выпущен под DOS, на современных ПК дико «летает», и нормально поиграть не удастся (юзаем DOS-box). Хотя, для Digger-а на сайте digger.org есть множество оптимизированных версий под Windows и даже Java-версии.
Выводы
Индустрия компьютерных игр не стоит на месте. Возрастающие требования к компьютерному железу потрясают своей прожорливостью. Но что мы, в основном, видим? Те же самые идеи, что были заложены в первых играх, но обыгранные в 3D графике и звуке. Конечно же, не спорю, попадаются игровые шедевры, что немыслимы без современных мощностей и возможностей видеоадаптеров и процессоров.
Еще, блуждая по сети, заметил интересный казус. Многие древние DOS-овые игры с успехом портированы в мобильные телефоны. Да и не удивительно, производительность современных телефонов уже давно перепрыгнула даже первые компьютеры :-).
Но что приятно наблюдать, так это то, что любители старых компьютерных игрушек до сих пор есть! Массовое явление в сети интернет-сайтов с тематическим контентом - тому яркий пример. Мало того, на некоторых интернет-ресурсах даже поощряют, чтобы вы, нашедши у себя старую версию какой-нибудь древней игрушки – прислали ее в коллекцию на сайте. Что еще радует, так это то, что множество старых игр не требовательны к компьютерному железу. Мой эксперимент доказал это вполне.
Если вам хочется вспомнить старые-добрые деньки, когда вы проводили время за играми, и если у вас еще валяется старый древний компьютер и вы не можете найти ему применения, не спешите его выбрасывать. При грамотном подходе к делу, он послужит вам еще как игровая станция, заставляя вспомнить или открыть для себя новые-старые игры! И поверьте мне, не на один вечер вам обеспечено «зависание» за забытыми «виртуальными мирами» под скрип Sound Blaster-а или динамика.
P.S. Посвящается моему первому компьютеру…
Стоит на кухне под столом
компьютер первый мой.
Но, несмотря что старый он,
он – самый дорогой!
Он помнит «Norton»-a окно,
командную строку
И каждый раз, включив его,
я в прошлое нырну.
Мне “Windows” древний подмигнет
своим цветным окном,
И в кучу старых игр под DOS
сыграю перед сном.
А ночью мне приснится вновь,
как в замке «Wolfenstein»
Пролил я вражескую кровь,
крадясь там, словно зверь.
Затем на Марс слетаю я
с двухстволкою в руке,
Двенадцать уровней пройду
с ухмылкой на лице.
Порежу зомби всех пилой,
вселенную спасу!
В угрюмых шахтах, под землей,
сокровища найду…
…Проснувшись утром, я пойму,
что спал я за столом,
А рядом, «старый – добрый друг»
мигнет мне огоньком.
Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.
© Текст, иллюстрации - Cat Vaska (автор участвует в конкурсе под псевдонимом)
© Железные призраки прошлого - 2009 г.
Опубликовано 18 марта 2009 г.
Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru
|