Железные призраки прошлого

Компьютерная история

СтатьиСтатьиСтатьи
Cтарое железо и софт

МузейМузейМузей
Старые компьютеры

ФорумФорумФорум
Полигон призраков

ОбщалкаКонкурсыКонкурсы
Статьи и фото



Искать на сайте:
Игры с Партнером



Эта статья прислана на конкурс.

Райво Штулберг

Да, я помню свою САМУЮ первую компьютерную игру. Поскольку первым компьютером для меня был так называемый бытовой компьютер (теперь уж и сочетания такого вряд ли где встретишь) "Партнер 0101", то и первые игрушки, с которыми я столкнулся, были реализованы на нем же.

Не скажу, чтоб я испытывал некоторое превосходство перед сегодняшним поколением детишек, для которых знакомство с играми началось с Counter Strike или, скажем, даже Call of Duty (1-4), ведь в свое время они также будут вспоминать эти игры с такой же теплой ностальгией, как я теперь Volcano, Mario или DOOM, но все-таки есть нечто невыразимо приятное в тех палочках и кружочках псевдографики, скачущих по монохромному экрану, в которых виделись нам бесстрашные герои, могучая грохочущая боевая техника и целые миры…

Итак, самой-самой, первой-препервой игрой у меня был - Volcano. (О ней речь поведется немного ниже.) И случилось это году эдак в 1993, кажется. Пришел к нам в школу тогда "информатик" из соседней школы, дабы предложить программки для наших школьных компьютеров. Помнится, были они записаны на пятидюймовых дискетах, а часть - на обычных кассетах для магнитофона. Он и сам писал некоторые тестовые пакеты для проверки знаний по самым различным предметам, на Бейсике. Позже его подвиги повторил и я, написав несколько тестов по истории и физике. Но в народ они не пошли и, к величайшему сожалению, листинги оных были утеряны для человечества навсегда.

И вот стою я перед экраном одной из ученических машин и вместе с другими наблюдаю, как крохотный вертолетик, собранный из палочек и буквы "О", отчаянно пытается спасти со склона извергающегося вулкана незадачливых туристов (или вулканологов, или просто камикадзе - кому как будет угодно :). И было здорово играть даже не самому, а просто смотреть, как это делают другие. А уж когда уселся за клавиатуру сам… Ну и что, что мой вертолет погиб сразу после взлета, безжалостно задавленный раскаленными вулканическими бомбами - зато поиграл! Что ни говори, а фантазию такие игры развивали прилично, в отличие от многих игр сегодняшних, когда все выдается на блюдечке, вся графика, вплоть до последнего болтика на боевом роботе, прорисована с фотографической отчетливостью.

Впрочем, это я уже, кажется, впадаю в старческое брюзжание, а посему - вступление на том сворачиваю. И представляю вашему вниманию описание трех игр для "Партнера", которые стояли у истоков моего геймерского существования.

Кстати сказать, в эти и прочие подобные игры я играю и сегодня, благо в Сети можно отыскать достаточное количество соответствующих эмуляторов и всевозможных программ для старинных машин. Могу посоветовать, например, "Эмулятор 3000", который позволяет имитировать не только "Партнер", но и десятка два подобных бытовых компьютеров прошлого.


Итак:


VOLCANO


заставка volcano


Тем приятнее мне представлять эту игру, что, судя по исходным данным, была она создана не где-нибудь, а в моем родном городе Рязани, в тогдашнем институте радиоэлектроники в 1987 году. Что ж, преогромное спасибо тем, кто это сделал. Кстати, потом я других вариантов данной игры так нигде и не увидел.

Фабула игрушки такова, что некие вулканологи-камикадзе (либо обычные альпинисты не вняли предупреждениям о грядущей опасности) однажды забрались едва ли не в самое жерло вулкана, и, само собой, именно тогда случилось мощное извержение оного. Вы - отважный спасатель, которому дадено задание - избавить неудачливых вулканологов от ужасной участи быть запеченными живьем в лаве. Конечно, к месту катастрофы можно подобраться лишь на вертолете, что, собственно, Вы и делаете. Нужно подняться в воздух (клавиша "стрелка вверх"), потом, лавируя между сыплющимися, аки из рога изобилия, вулканическими продуктами извержения (соответствующие стрелки движения), спуститься к подножию огнедышащей горы и захватить с собой одного из бедолаг, затем вернуться с ним на вертолетную базу, оставить его, пребывающего в предынфарктном состоянии, на милость врачей и проделать тот же трюк с остальными терпящими бедствие.

При первом запуске Вы видите следующий экран:


Стартовый экран игры
Стартовый экран игры


Здесь даны подсказки по клавишам управления и прочая полезная информация.

О графике игры можно судить хотя бы по тому, что вертолет построен при помощи значков: "-", "+" и "О". Подобные оригинальные ходы - факт и данность того времени, они использовались практически повсеместно. В качестве же человечков на склоне вулкана Вы увидите символ "I", который будет изредка заменяться на "Y" - это означает, что человечек машет руками и призывает Вас поторопиться.

А вот, собственно, и игровой экран.


Игровой экран VOLKANO
Игровой экран VOLKANO


Дается Вам три вертолета, то есть, три попытки на спасение. Кстати, нажатием клавиши "пробел" можно расстрелять летящую на Вас вулканическую бомбу, что, конечно, несколько упрощает выполнение задачи, но не слишком. Ручаюсь, далеко не многие, яростно и с успехом отбивающие атаки монстров в DOOM-3, например, смогут быстро спасти хотя бы первого из четырех терпящих бедствие.

Чаще приходится видеть такое:




Разлетающиеся в разные стороны точки (помечены красным) - это то, что от Вас, собственно, и осталось…

Да и время на спасение ограничено. Периодически по склону вулкана опускается лава (закрашивается часть его). При этом человечек начинает превращаться в "Y" все интенсивнее, (это он в ужасе размахивает руками). Когда же лава достигнет несчастного, тот также превратится в испарения, как и Вы сами несколькими секундами ранее, налетев на раскаленную бомбу.

Души атакуют.




Но только это еще не все. Погибший моментально превращается в нечто, состоящее, из круглых скобок - стало быть, так изображается его душа - и вот эта душа начинает мстить Вам за свое преждевременное путешествие в мир иной. Она медленно, но неумолимо преследует Вас и… После окончания игры можно будет узреть все тот же стартовый экран.

А игрушка увлекательна, правда-правда! Рекомендую поиграть всем измотанным бесконечными ордами орков, импов и советского спецназа. Даже успокаивает, я бы сказал. Ну, хоть и простого любопытства ради.


А я тем временем перехожу ко второй игрулине, имя ей


MARS


заставка mars


А вот несколько вариантов этой игрушки мне приходилось видеть; в том числе, и под тем же названием, и на других машинах. Даже на небезызвестной Dandy (Nitendo, NES) что-то подобное встречалось.

Действие происходит, конечно же, на Марсе.

У многих землян при первом упоминании о Марсе в контексте компьютерной игры перед глазами неизменно встает DOOM, а пальцы сами собой начинают судорожно отбивать морзянку по клавише (это кто без мыша играть начинал). В нашем же случае все в корне иначе.

Ваша задача - оборона поселений землян на этой красной планете от нашествия гуманоидных летающих тарелок. Стартовый экран игры приведен ниже:


Стартовый экран игры
Стартовый экран игры


Как видим, все гениальное аскетично.

Ну так вот, жили себе люди на марсе, особенно не тужили, как вдруг - откуда ни возьмись - налетели злобные марсиане (а, может, это были не марсиане вовсе, а конкурирующая цивилизация) и давай нещадно бомбить бункеры с землянами. Но те выслали себе во спасение - Вас.

Цель - управляя некоей самоходной ракетной установкой, сбить как можно больше летающих тарелок (клавиша "пробел"), при этом не допустив попадания бомбы в бункер с человеками. При первом попадании в бункер в нем образуется брешь, в которую потом свободно залетают остальные бомбы. При повторном же попадании туда находящийся на свою беду человек в нем превращается в крестик. И да будет марсианский грунт ему пухом.

В верхней части экрана отображается информация о времени, проведенном за спасением пионеров Марса, количестве сбитых тарелок пришельцев, счет в очках и количестве выпущенных снарядов.

Играть, в общем, не особенно сложно, тем более, что при попадании вражьей бомбы в Вас на Вашем здоровье этот факт никак не отражается (что, несомненно, странно), а количество боеприпасов неистощимо. Что же касается конца игры, то он наступает только в случае уничтожения всех бункеров. Относительно Вашей победы ничего не предполагается, по крайней мере, мне так и не удалось завершить игру на радостном сообщении, что я "winner", хотя честно и сбивал "тарелочки" на протяжении получаса.


MARS. Игровой экран
MARS. Игровой экран


Кстати, графика здесь впечатляет в том плане, что достаточно точно передает и массивность летающих аппаратов пришельцев, и конструкцию Вашего орудия, и безысходность запертых в бронированных замкнутых пространствах людей…

В общем, тоже могу порекомендовать любителям соответствующих игрушек, если только они уже не попробовали это, в чем я лично сомневаюсь.


BARMEN
заставка barmen


Игра номер 3 в данном обзоре и, судя по названию, должна быть самой мирной из двух представленных выше. Ан нет. Ну кто может знать, что могут сотворить с нерасторопным барменом разгневанные подвыпившие посетители… Так что некровавый исход игры отнюдь не гарантирован! :) И только от играющего зависит, уйдет ли работник общепитного (от слова "пить", конечно) заведения со смены живым и невредимым или… хотя бы только живым.

Этот игровой продукт встретился мне под одним и тем же названием - то бишь, Barmen - на нескольких консолях. И совсем недавно во flash-варианте, хотя и переработанном до неузнаваемости и под именем "Бар одиноких сердец".





Тем не менее, у истоков барной стойки стоял один неизбывный бармен, составленный все из тех же палочек и одного кружочка. И встретился он мне впервые именно на "Партнере".


Стартовый экран игры BARMEN
Стартовый экран игры BARMEN


Кстати, из-за не совсем четкого отображения букв здесь некоторое время я думал, что игра называется "Bormen" :)

Стартовый экран программы мало отличается от прочих игр данной категории. Примерно то же самое мы уже видели, скажем, в Volcano. Здесь мы узнаем, что игра была написана в 1988 году, а также имеем возможность ознакомиться с клавишами управления или назначить свои.

Как и в большинстве "партнерских" игр, действо происходит всего на одном экране (как бы сейчас сказали, в одной комнате). Вы - тот самый стойкий бармен, который должен всячески угождать привередливым посетителям, которые, подвыпив, начинают неумолимо приближаться к Вам, как можно будет увидеть в последствии, далеко не с самыми миролюбивыми намерениями. Дабы не допустить преждевременного мордобития, Вы изо всех сил, сбиваясь с ног, стараетесь напоить разбуянившихся посетителей очередной кружкой пива, чтобы те на время отступили, попили пивка, просс… проспались, и - снова полезли к Вам - отнюдь не целоваться.

И все бы ничего, да только стоек в баре, куда Вас наняли, четыре, а за каждой - по нескольку граждан алкоголиков. (Мне встречались варианты от 2 до 7 стоек - на различных платформах.) Вы сбиваетесь с ног, бросая им в потные жадные руки кружки, наполненные теплой бурдой, сами едва успеваете отирать пот со лба и прочих частей тела, а тут еще в обратном направлении - прямиком на Вас - летят кружки пустые, только успевай, лови! Иначе упадет одна такая кружечка, разобьется, хозяин рад не будет…


Главный экран
Главный экран


На панели сверху указано количество набранных очков (за каждого напоенного вусмерть посетителя), количество наполненных кружек и кружек опустевших. Надо сказать, что число полных кружек ограничено, иначе играющий мог легко выпустить батарею их по каждой стойке - и вся недолга; нет же, приходится точно рассчитывать, кому и в какой момент лучше сунуть кружечку-другую, чтоб не дошло до крайностей, как то: скандала, бития посуды и лица бармена.

Управление в игре неудобное. Конечно, можно настроить клавиши по своему усмотрению - это во-первых; во-вторых, я играл не на "аутентичной" клавиатуре "Партнера", а на современной; в-третьих, эмулятор все-таки… Все же более привычно, если "стрелкой вверх" ведешь героя именно вверх, а "вниз" - соответственно, вниз, а не приноравливаешься к тому, что бармен движется вверх-вниз нажатием стрелок "вправо-влево" (кстати, именно такое управление описано и на стартовом экране). Ну да ладно, что мы, в игры не играли, что ли? Привыкнем и к этому.

Главное, чтоб очередной посетитель не устроил пьяный дебош и не настучал нам кружкой по лбу!


Пьяный посетитель устроил дебош
Пьяный посетитель устроил дебош


И тогда, "усталые, но довольные", мы двинем отсыпаться после тяжелой трудовой смены, а остальные - просыпаться, чтоб наутро на себе испытать, что такое "утро в Китае", "курятник во рту" и вообще - абстиненция в понедельник :)


"И он, трясясь, выходит за дверь,

Еще не зная, куда;

Желая пива и лечь поспать -

Скромный герой труда".

   (БГ "Сторож Сергеев")


Опохмелиться все они, конечно, явятся именно к нам. И все повторится. Жмем клавишу "ВК"! Вперед!


Barman. Вариант для "Вектор 06Ц". Обратите внимание на название. Хотя, думаю, разницу в словах "man" и "men" вам разъяснит даже школьник…


Вариант для Вектор 06Ц
Вариант для "Вектор 06Ц"


А вот вариант для БК.
Вариант для БК
Вариант для БК



Обсудить статью в специально созданной ветке форума. Эта статья прислана на конкурс.

© Текст, фотографии - Штулберг Райво, 2008 год. e-mail: sht-rajvo@yandex.ru

Сайт "ПК-ностальгия": www.sht-rajvo.narod.ru


© Железные призраки прошлого - 2008 г.

Опубликовано 18 мая 2008 г.


Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru

 


На главную страницу сайта

На страницу конкурсов



Авторские права и условия копирования материалов