Дёмин Евгений Владимирович aka Gucci
Мы поговорим об одной интересной игровой приставке, которая за свою долгую
жизнь (больше десяти лет на Западе и во всем цивилизованном мире, и черт знает
сколько еще на просторах России) снискала себе обожание миллионов игроков со
всего света. Да-да, вы правильно догадались, я говорю именно о ней, о Nintendo
(знакомьтесь, так ее звали в штатах), о Famicom (а это имя ей присвоили японцы;
Family Computer - домашний компьютер), о Dendy (слоненок, это название и фирменный логотип придумала фирма, распространявшая приставку на территории России), в конце концов, просто
о NES (NINTENDO ENTERTAINMENT SYSTEM).
Famicom (Pasofami – японское название NES) был выпущен в Японии в
июле 1983 года по цене 100$. Первые игры вышедшие на Famicom
были всем нам ныне известные: Donkey Kong, Donkey Kong Jnr и Popeye. К концу 1993 года были выпущены улучшенные версии Donkey Kong Jnr и Popeye с возможностью игры вдвоём. Также в это время выходит Baseball и главный хит от Нинтендо, Mario Bros. Позже Famicom был
перевыпущен с обновлённой материнской платой.
Приставка была выпущена на рынок США в июне 1985 в самый неудачный за весь
период истории видеоигр момент. В момент краха индустрии видеоигр. Приставка
позиционировалась как система развлечений от Нинтендо. Продавцы относились к
новой приставке с крайним скептицизмом. Nintendo выпустила приставку в двух
различных вариантах. Первый за 249$ - он включал в себя модуль R.O.B. (Robotic Operating Buddy), два джойстика, световой пистолет и игры Gyromite (для R.O.B. ), Duck Hunt и Super Mario Bros . Второй вариант продавался за 199$ и имел в комплекте только джойстики и игру Super Mario Bros.
Будучи одной из немногих консолей выживших после краха 1985 года с успешными играми, немудрено, что она пережила и более технически совершенные приставки вышедшие позднее такие как: Sega Master System и ATARI 7800. Famicom и Nes позже были перепроектированы как AV famicom и New Nes c целью хоть ещё немного выжать из уже устаревающей консоли перед выходом
SUPER NES.
Поскольку Nes жила на протяжении огромного количества времени игры под неё постоянно
совершенствовались и улучшались, поэтому игры, раз от раза становились всё
лучше. В итоге за всё время существования консоли было продано порядка 50
миллионов экземпляров самой приставки и 350 миллионов картриджей к ней.
Безусловно, что Nes одна из самых успешных консолей, когда-либо появлявшихся в мире.
Приставка официально закончила свой жизненный путь в начале 90-х годов (неофициально она продается в любом киоске видеоигр, а пираты из дружественного Китая все еще клепают игры под «Денди»). За свою долгую историю она переиздавалась под массой имен (включая совсем уж
откровенные клоны вроде «СЮБОР», «Кенга» или же Ufa), обзавелась огромным парком аксессуаров
(большинство из них так и не дошло до России, но как вам, скажем, подставка для
ног, на которой надо бежать на месте, созданная специально для игры 3D-Runner;
или же робот, который держит в манипуляторах джойстик: ты управляешь самим
роботом, а тот нажимает на кнопки джойстика?) и получила в свое распоряжение
самую большую библиотеку видеоигр. Воистину великая приставка, принесшая
Nintendo всемирную славу.
Напоследок могу лишь привести лишь несколько интересных фактов.
Например, знаешь ли ты, что на NES вышло свыше 3000 официальных (!) игр от
более чем 100 сторонних разработчиков. Пиратским же поделкам несть числа. В
Японии существовала специальная версия приставки, работавшая на стандартных
пятидюймовых дискетках. Там же, в Японии, можно было подписаться на электронные
игры по телевизионному каналу и играть в них без картриджа, подключив приставку
специальным образом к телевизионной антенне. Нам такое и не снилось...
NES/Famicom Technical Specifications
CPU type: Motorola 6502 8-bit (MOS)
CPU speed: 1.79 MHz
RAM: 16 Kbit (2 Kbyte)
Video RAM: 16 Kbit (2 Kbyte)
Picture resolution: 256 x 240 pixels
Colors Available: 52 colours
Max colors at once: 24 colours
Max sprite size: 8 x 8 pixels or 8 x 16 pixels
Max sprites: 64 sprites (max per line: 8)
Min/Max Cart Size: 192 Kbit - 4 Mbit
Sound: PSG sound
“NES” в России
Восьмибитные приставки за свою недолгую историю успели пройти путь от многокристального
варианта до однокристального. Первыми появились приставки, процессорная плата
которых содержала 8 микросхем (в DIP корпусах) большой и средней степени интеграции, в том числе основную пару - главный процессор НА6827 и видеопроцессор НА6838, 2 микросхемы RAM – 6116 (отечественный аналог КР537РУ10). На смену им пришли однокристальные приставки, которые можно условно отнести ко второму поколению аппаратуры. Эти видеоприставки
функционально аналогичны многокристальным, (процессор MOS 6502, BIOS,
оперативная память — всё находится внутри одного кристалла) но более
совершенны в технологическом плане, потребляют меньшую мощность.
На процессорной плате такой приставки установлена всего лишь одна бескорпусная БИС
UM6561 с различными буквенными индексами, или её эквиваленты из двух и даже
трех бескорпусных БИС. Последний вариант типичен для "пиратских"
видеоприставок, изготовителям которых недоступна "фирменная" микросхема.
Вся БИС залита каплей защитного эпоксидного компаунда. Среди любителей ее часто
и называют "капелькой". Такую же конструкцию имеют микросхемы и в
других узлах приставки.
UM6561 выполняет функции центрального процессора, видеопроцессора и музыкального процессора. Её система команд в целом такая же, как у известного восьмиразрядного
микропроцессора 6502.
КАРТРИДЖ
Картридж восьмибитных видеоприставок представляет собой сменное полупроводниковое
постоянное запоминающее устройство, в котором записаны игровые программы. Его
объем - до восьми банков по 8...32 Кбайт в каждом. Иногда в состав картриджа
входит статическое ОЗУ емкостью 2...32 Кбайт. Все картриджи можно условно разделить
на три группы.
К первой относятся те из них, которые содержат только один банк основного ПЗУ
(S-ROM) и один банк видео-ПЗУ (V-ROM). Обычно в таком картридже записана всего
одна игра. Объем S-ROM составляет - 16...32, V-ROM - 8 Кбайт.
Более распространены картриджи второй группы, в которых память делится на несколько
банков. Их переключают путем записи кода в специальный регистр, выполненный,
как правило, на отдельной микросхеме. Часто используются дополнительные
логические элементы, позволяющие изменять номер банка во время игры.
К третьей группе относятся картриджи, имеющие также несколько банков памяти, но
функцию переключения банков выполняет специализированная бескорпусная
микросхема.
Конструктивно картридж выполняется в пластмассовом корпусе размерами примерно
105x90x20 мм, внутри которого размещается печатная плата с
микросхемами и 60-контактным торцевым печатным разъемом. Корпус имеет ключ в
виде двух скосов для правильной установки в разъем приставки. Сторона установки
микросхем печатной платы картриджа должна быть обращена к лицевой стороне
корпуса видеоприставки.
Ну вот теперь мы наконец подошли к самому главному. Знакомьтесь, SUBOR SB225-B RUSSIAN-ENGLISH COMPUTER LEARNING SET. Это так называемая “Денди-клавиатура”. Для тех, чье детство пришлось на начало 90-х, лучшим подарком была именно она, то бишь Dendy. Dendy была клоном NES, а Subor в свою очередь клоном Dendy (спасибо друзьям из братского Китая).
Собственно говоря, вот она.
Надпись, так называемого брэнда, заметьте на русском языке
Гнездо для картриджей
Наименование модели. АТ клавиатура (без win-кнопок). Здесь же находится кнопка
включения питания “Power”, и её индикатор, вместо индикатора Scroll Lock (кнопка сама тоже отсутствует, вместо неё “Reset”).
Надпись снизу приставки
DB25F – порт принтера Epson
Да–да, это параллельный порт для принтера. Для таких
приставок выпускались даже текстовые редакторы. А в комплекте к ней шёл
обучающий картридж с G-BASIC'ом и F-BASIC'ом, т.е. с помощью этой машинки можно
было познавать азы программирования, а также печатать на каком-то принтере Epson, к сожалению, мне данный аппарат попал без этих картриджей, и уж тем более без принтера. Кто может помочь в приобретении данных комплектующих, прошу писать на mail, указанный
в конце статьи.
"A" и "V" 'это разъёмы для подключения приставки по НЧ каналу, то бишь AUDIO/VIDEO - присутствуют во всех современных телевизорах. "RF" это разъём для подключения по ВЧ каналу, т.е. через антенный вход телевизора, предназначен для подключения к старым моделям телевизоров не имеющих AUDIO/VIDEO-входов. "DC" гнездо для подключения блока питания.
Джойстики и блок питания
Теперь снимаем верхнюю крышку
Процессорная плата
Как я уже писал выше, на данном аппарате установлена бескорпусная микросхема типа “капелька” UM6561BH. Надпись на плате:
SB-328-D TV GAME SYSTEM
DESIGN BY SYBOR CO.
Датировано всё это дело: 2.28.1995
Плата высокочастотного телевизионного модулятора и стабилизатора напряжения питания
Плата контроллера клавиатуры
Картриджи к ней
Они же, но без корпусов
Ну и напоследок, когда-то у меня тоже была Subor (сейчас не работает):
Заметьте, что модель та же самая, за исключением последний буквы “B”(и отсутствием
клавиатуры), и мой вариант снабжался ещё вот таким девайсом:
К клавиатурной приставке он, к сожалению, не подходит (или не поддерживается, пока не знаю).
Дата выпуска данной машины 28 февраля 1995г. Страна-производитель — Китай. На
процессорной плате имеются микросхемы в DIP-корпусах о назначении которых мне пока
неизвестно:
74LS138P 7W36;
JAPAN 9409H 74HC273AP
На плате контролера клавиатуры:
74LS161;
SB02;
74LS158.
Программное обеспечение
Судя по номеру на картридже, это первая версия программы. Несмотря на то, что веcь
картридж на русском языке, кроме Basic'a на английском, весь он, как и
приставка сделаны китайцами...
Содержит простенький редактор, калькулятор и языки программирования. Сюбор представляет
собой пиратскую версию Денди со встроенной клавиатурой, с помощью которой
управляются все программы данного картриджа. Сайт производителя можно найти по этому адресу. Сайт с клонами Денди здесь.
Следующий ROM является хаком известной игры Videomation, позволявшей на экране телевизора рисовать и анимировать довольно неплохие рисунки. Пожалуй, это самый первый коммерческий, да и вообще, перевод игры (хотя и пиратский) на русский язык для Famicom.
Одна из игрушек 1996 года, сделанная специально для клавиатурного клона Famicom –
Subor (Simbas, Magistr). Текстовый редактор с полноценной поддержкой
Subor–клавиатуры, встроенным калькулятором и псевдографическим редактором.
Имеется возможность не только рисовать и набирать текст на клавиатуре, но и
выводить напечатанное на EPSON совместимый принтер.
Этот картридж содержит Англо-Русский словарь, режим тестирования на знание
английских слов и словарных форм, а так же игрушку на тренировку устного счета.
Картридж сделан электронно-промышленной компанией BBG Electronics co. Ltd. совместно с
QD Electronics co. Ltd. Компания располагается в Китае в провинции Гуандун в
городе Дунгуань (Dongguan), тел.: 86-769-5540688, факс: 86-769-5540007.
Программа судя по всему написана некой компанией с назвнием "Game
Soft".
Это не единственная игра этой компании для клавиатурного Сюбора. Вторая известная
игра - это вариант игры Цветные Линии. Причем выполнена на хорошем русском
языке с использованием звуковых семплов на чистом русском. Сразу видно -
продукт на экспорт для России.
Картридж предназначен для клавиатурного варианта Dendy. Клавиатура совместима с Subor, в
дополнение для управления используется контроллер типа мышь. Мышь можно
подключить из меню в порт второго джойстика. Всё это довольно сильно впечатляет:
32Кб ОЗУ на борту, 1Мб ПЗУ, мощный вариант Word и Excel с возможностью
записываться на батареечную память и прочая и прочая.
Ну вот пожалуй и всё. Всё что нашёл, касающееся данной приставки, выложил тут. Убедительная просьба тем, кто владеет какой-либо ещё информацией, прошу, напишите
мне на e-mail: zabey-evgen@mail.ru.
Кто может мне помочь в приобретении картриджей, указанных в последней главе или аналогичных, прошу писать на этот же адрес.
При подготовке статьи использованы материалы:
Game Line - http://gameline.by.ru. История развития и технические характеристики NES. Тут же можно
подробнее узнать об истории развития игровых видеоприставок.
CaH4e3's Stuff. Скриншоты и краткое описание ROM’ов.
Обсудить статью в специально созданной ветке форума.
© Текст, фотографии - Дёмин Евгений Владимирович aka Gucci, Game Line, CaH4e3's Stuff
© Железные призраки прошлого - 2006 г.
Опубликовано 29 октября 2006 г.
Дополнения или поправки на phantom@sannata.ru
|